Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по коррекционному занятию
«предметно-практические действия»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».
Программа предназначена для учащихся 1 класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Коррекционное занятие «Предметно-практические действия» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Цель: формирование произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи:
― формирование интереса к предметному рукотворному миру;
― освоение простых действий с предметами и материалами.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с расстройствами аутистического спектра процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с РАС, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционных занятий
Действия с материалами: сминание, разрывание, скатывание, пересыпание.
Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, сжимание двумя руками, одной рукой, пальчиками; притягивание к себе, вынимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по предметно-практическим действиям (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
1
|
Действия с предметами
|
Захватывание, удержание, отпускание любимой игрушки, массажного шара, мяча. Катание машины в определённом направлении. Перекладывание, встряхивание игрушки. Выбор своего шара. Массаж пальцев. Складывание разрезных картинок из 2 частей. Нанизывание колец, шаров на стержень. Нанизывание предметов на шнур. Перекладывание, сжимание, толкание, броски и ловля мяча. Складывание картинок из 2 пазлов. Открывание и закрывание ёмкостей, коробок. Доставание игрушек из сухого бассейна. Складывание игрушек в сухой бассейн. Складывание фигур из счетных палочек. Вставление стаканчиков. Заполнение панели мозаикой произвольно. Заполнение панели мозаикой одного цвета.
|
54
|
2
|
Действия с материалами
|
Сминание бумаги. Разрывание бумаги. Скатывание бумаги в шарик. Пересыпание круп. Пересыпание песка.
|
10
|
|
|
Всего
|
64
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
20 %
|
Календарно-тематическое планирование
по предметно-практическим действиям (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем урока
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
1-3
|
6.09
8.09
13.09
|
|
I четверть
Действия с предметами
Захватывание, удержание, отпускание любимой игрушки
|
3
|
4-6
|
15.09
20.09
22.09
|
|
Катание машины в определённом направлении
|
3
|
7-9
|
27.09
29.09
4.10
|
|
Перекладывание, встряхивание игрушки
|
3
|
10-12
|
6.10
11.10
13.10
|
|
Захват, удержание, перекладывание массажного шара
|
3
|
13-15
|
18.10
20.10
25.10
|
|
Выбор своего шара. Массаж пальцев
|
3
|
16
|
27.10
|
|
Складывание разрезных картинок из 2 частей
|
1
|
17-18
|
10.11
15.11
|
|
II четверть
Складывание разрезных картинок из 2 частей
|
2
|
19-20
|
17.11
22.11
|
|
Нанизывание колец на стержень.
|
2
|
21-22
|
24.11
29.11
|
|
Нанизывание шаров на стержень
|
2
|
23-25
|
1.12
6.12
8.12
|
|
Захват, удержание, отпускание мяча
|
3
|
26-28
|
13.12
15.12
20.12
|
|
Перекладывание, сжимание, толкание мяча
|
3
|
29-30
|
22.12
27.12
|
|
Броски и ловля мяча
|
2
|
31-33
|
10.01
12.01
17.01
|
|
III четверть
Складывание картинок из 2 пазлов
|
3
|
34-35
|
19.01
24.01
|
|
Действия с материалами
Сминание бумаги
|
2
|
36-37
|
26.01
31.01
|
|
Разрывание бумаги
|
2
|
38-39
|
2.02
7.02
|
|
Скатывание бумаги в шарик
|
2
|
40-42
|
9.02
21.02
28.02
|
|
Действия с предметами
Открывание и закрывание ёмкостей
|
3
|
43-44
|
2.03
7.03
|
|
Открывание и закрывание коробок
|
2
|
45-46
|
9.03
14.03
|
|
Доставание игрушек из сухого бассейна
|
2
|
47-48
|
16.03
21.03
|
|
Складывание игрушек в сухой бассейн
|
2
|
49
|
23.03
|
|
Складывание фигур из счетных палочек
|
1
|
50-51
|
4.04
6.04
|
|
IV четверть
Складывание фигур из счетных палочек
|
2
|
52-54
|
11.04
13.04
18.04
|
|
Нанизывание предметов на шнур
|
3
|
55-56
|
20.04
25.04
|
|
Вставление стаканчиков
|
2
|
57-58
|
27.04
2.05
|
|
Действия с материалами
Пересыпание круп
|
2
|
59-60
|
4.05
11.05
|
|
Пересыпание песка
|
2
|
61-62
|
16.05
18.05
|
|
Действия с предметами
Заполнение панели мозаикой произвольно
|
2
|
63-64
|
23.05
25.05
|
|
Заполнение панели мозаикой одного цвета
|
2
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
2. Катаева А.А, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
4. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
Адреса электронных ресурсов
http://www.autism.ru/
http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|