Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по коррекционно-развивающим занятиям
«лечебная физическая культура»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, С.-Петербург, «Образование», 1994 год.
Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия «ЛФК» входит в обязательную часть учебного плана.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие двигательных качеств, общей и речевой моторики,
- коррекция эмоционально — волевой сферы,
- воспитание положительных качеств личности.
Основные задачи:
- активизация защитных сил организма;
- формирование правильной осанки;
- развитие правильного дыхания;
- профилактика плоскостопия, миопии;
- воспитание уверенности в себе, в возможности своего тела;
- привитие навыков здорового образа жизни и адаптации в социуме.
Специфика коррекционно-развивающих занятий по лечебной физической культуре
Нарушения в различных сферах у обучающегося в большинстве случаев сочетаются с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их сформированности.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое и на психическое здоровье.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.
Лечебная физическая культура предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем. В число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
Лечебная физкультура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.
Занятия ЛФК направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов.
Программа по ЛФК обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков.
При формировании двигательных навыков можно выделить четыре стадии:
- стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
- стадию уточнения деталей того или иного движения;
- стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
- стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.
Программа включает разделы: развитие моторики, обучение правильному дыханию, развитие координации движений, формирование правильной осанки, профилактика миопии, профилактика плоскостопия, расслабление мышц.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию, способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по лечебной физической культуре (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
|
1
|
Развитие мелкой моторики рук
|
Массаж пальцев с помощью массажного шарика, массажной палочки. Сжимание и разжимание в кулак пальцев рук поочерёдно и одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Хлопки в ладоши перед грудью, перед лицом, над головой. Удерживание между пальцами и передача малого мяча. Игры: «Сильные пальчики», «Гармошка», «Аплодисменты», «По ягодке», «Где пальчик».
|
9
|
2
|
Развитие правильного дыхания
|
Игры: «Одуванчик», «Весёлый хомяк», «Дракон» (поочерёдное закрывание ноздрей), «Снежинка», «Насос», «Шарик» (надуть живот), «Рыбка» (задержка дыхания). Игры с речевым сопровождением: «Маятник» - бум, «Машина» - ррр, «Хлоп» - хлоп.
|
6
|
3
|
Развитие
координации движений
|
Перенос тяжести тела с одной ноги на другую; с пятки на носок; имитация движений руками. Ходьба: по кругу, змейкой, по начерченной линии. Игры: «Аист», «Петух».
|
9
|
4
|
Формирование
правильной
осанки
|
Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами, пятками, отойти, сохраняя правильную осанку. Стоя у стены, поднимать руки вперёд, вверх, в стороны; вверх поочерёдно и одновременно. Поднимание согнутой в колене ноги. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперёд, вверх; сгибание и разгибание ног. Ходьба с предметом на голове. Игры: «Лыжник», «Шляпа», «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Кошечка».
|
9
|
5
|
Профилактика
миопии
|
Наблюдение за движущейся игрушкой, за предметом. Закрывание и открывание глаз. Перемещение взгляда вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, по кругу, далеко-близко. Зажмуривание, моргание.
|
6
|
6
|
Профилактика
плоскостопия
|
Ходьба по ребристой поверхности, по песку, по камешкам. Перенос тяжести тела с пятки на носок. Сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе, круговые вращения. Прыжки. Захват пальцами стоп мелких предметов. Игры: «Медвежонок», «Лошадка».
|
6
|
7
|
Ориентация в
пространстве
|
Перемещение в пространстве влево-вправо, вперёд-назад, по диагонали, по кругу, далеко-близко. Игры: «Якоря», «Дотронься до левой руки, до правой ноги», «Встань перед..., рядом..., за...».
|
6
|
8
|
Расслабление
мышц
|
Лёжа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата». Стоя: «бросьте руки», «стряхните кисти». Руки вверх - вдох, наклониться - выдох.
|
6
|
9
|
Подвижные игры
|
«Великан», «Карлик», «Большой - маленький», «Меткий стрелок», «Попади мячом в кеглю», «Совушка».
|
7
|
|
Всего
|
64
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
10 %
|
Календарно-тематическое планирование
по лечебной физической культуре (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем урока
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
1-3
|
6.09
7.09
13.09
|
|
I четверть
Развитие мелкой моторики рук
|
3
|
4-6
|
14.09
20.09
21.09
|
|
Развитие правильного дыхания
|
3
|
7-9
|
27.09
28.09
4.10
|
|
Развитие координации движений
|
3
|
10-12
|
5.10
11.10
12.10
|
|
Формирование правильной осанки
|
3
|
13-15
|
18.10
19.10
25.10
|
|
Профилактика миопии
|
3
|
16
|
26.10
|
|
Подвижные игры
|
1
|
17-19
|
9.11
15.11
16.11
|
|
II четверть
Профилактика плоскостопия
|
3
|
20-22
|
22.11
23.11
29.11
|
|
Ориентация в пространстве
|
3
|
23-25
|
30.11
6.12
7.12
|
|
Развитие координации движений
|
3
|
26-28
|
13.12
14.12
20.12
|
|
Расслабление мышц
|
3
|
29-30
|
21.12
27.12
|
|
Подвижные игры
|
2
|
31-33
|
10.01
11.01
17.01
|
|
III четверть
Развитие мелкой моторики
|
3
|
34-36
|
18.01
24.01
25.01
|
|
Развитие правильного дыхания
|
3
|
37-39
|
31.01
1.02
7.02
|
|
Формирование правильной осанки
|
3
|
40-42
|
8.02
21.02
22.02
|
|
Развитие координации движений
|
3
|
43-45
|
28.02
1.03
7.03
|
|
Профилактика плоскостопия
|
3
|
46-48
|
14.03
15.03
21.03
|
|
Профилактика миопии
|
3
|
49
|
22.03
|
|
Подвижные игры
|
1
|
50-52
|
4.04
5.04
11.04
|
|
IV четверть
Развитие мелкой моторики рук
|
3
|
53-55
|
12.04
18.04
19.04
|
|
Формирование правильной осанки
|
3
|
56-58
|
25.04
26.04
2.05
|
|
Ориентация в пространстве
|
3
|
59-61
|
3.05
10.05
16.05
|
|
Расслабление мышц
|
3
|
62-64
|
17.05
23.05
24.05
|
|
Подвижные игры
|
3
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
- Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
- Дубровский В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999
- Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
- Хамзин Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.
Адреса электронных ресурсов:
http://www.autism.ru/ - аутизм
http://pedsovet.su/load/324 - педсовет
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|