Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «человек»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».
Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Человек» входит в обязательную часть предметной области «Человек».
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- приобщение к социальному миру.
Основные задачи:
· формирование представлений о себе, о своей семье;
· умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту.
Специфика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Обучение предмету «Человек» направлено на формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок обучается понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включают задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук, лица и заканчивают обучением мытью всего тела.
При формировании навыков самообслуживания, важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.
В рамках предметно-практических и коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по данному предмету с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Примерное содержание предмета
Представления о себе.
Идентификация себя со своим именем. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о соблюдении режима дня и правил личной гигиены.
Гигиена тела.
Намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук.
Одевание и раздевание.
Надевание предмета одежды. Обувание обуви.
Снятие предмета одежды. Снятие обуви.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из стакана..
Семья.
Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Возможные результаты:
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
- Представления о собственном теле.
- Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, раздеваться и др.
- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
- Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня ( мытье рук перед едой и после посещения туалета).
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по человеку (3 ч в неделю, всего 96 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
|
1
|
Представления о себе
|
Идентификация себя со своим именем. Поведение на уроке. Представление о частях тела. Движения рук вверх-вниз. Развитие движений пальцев. Режим дня школьника. Поведение в столовой. Представление о лице человека. Соотнесение себя с изображением на фотографии. Соотнесение себя с отражением в зеркале. Прогулка - залог здоровья. Поведение на празднике. Сообщение о плохом самочувствии.
|
37
|
2
|
Туалет
|
Сообщение о желании сходить в туалет
|
6
|
3
|
Гигиена тела
|
Имитация мытья рук. Намачивание, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Мытьё рук.
|
15
|
4
|
Прием пищи
|
Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Открывание и закрывание крана кулера. Наливание жидкости в стакан. Питьё из стакана. Представление о своих двигательных возможностях.
|
16
|
5
|
Одевание и раздевание
|
Снятие предмета одежды. Надевание предмета одежды. Снятие обуви. Обувание обуви.
|
12
|
6
|
Семья
|
Представление о членах семьи. Представление о родственных отношениях. Поведение при общении с животными.
|
11
|
|
Всего
|
96
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
20 %
|
Календарно-тематическое планирование
по человеку (3 ч в неделю, всего 96 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем урока
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
1-3
|
6.09
7.09
8.09
|
|
I четверть
Представления о себе
Идентификация себя со своим именем
|
3
|
4-6
|
13.09
14.09
15.09
|
|
Поведение на уроке
|
3
|
7-9
|
20.09
21.09
22.09
|
|
Представление о частях тела
|
3
|
10-12
|
27.09
28.09
29.09
|
|
Движения рук вверх-вниз
|
3
|
13-15
|
4.10
5.10
6.10
|
|
Развитие движений пальцев
|
3
|
16-18
|
11.10
12.10
13.10
|
|
Режим дня школьника
|
3
|
19-21
|
18.10
19.10
20.10
|
|
Туалет
Сообщение о желании сходить в туалет
|
3
|
22-24
|
25.10
26.10
27.10
|
|
Гигиена тела
Имитация мытья рук
|
3
|
25-27
|
9.11
10.11
15.11
|
|
II четверть
Намачивание, намыливание рук
|
3
|
28-30
|
16.11
17.11
22.11
|
|
Смывание мыла с рук. Вытирание рук
|
3
|
31-33
|
23.11
24.11
29.11
|
|
Представления о себе
Поведение в столовой
|
3
|
34-36
|
30.11
1.12
6.12
|
|
Представление о лице человека
|
3
|
37-39
|
7.12
8.12
13.12
|
|
Соотнесение себя с изображением на фотографии
|
3
|
40-42
|
14.12
15.12
20.12
|
|
Соотнесение себя с отражением в зеркале
|
3
|
43
|
21.12
|
|
Прогулка - залог здоровья
|
1
|
44-45
|
22.12
27.12
|
|
Поведение на празднике
|
2
|
46-48
|
10.01
11.01
12.01
|
|
III четверть
Гигиена тела
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
|
3
|
49-51
|
17.01
18.01
19.01
|
|
Мытьё рук
|
3
|
52-54
|
24.01
25.01
26.01
|
|
Туалет
Сообщение о желании сходить в туалет
|
3
|
55-57
|
31.01
1.02
2.02
|
|
Прием пищи
Сообщение о желании пить
|
3
|
58-60
|
7.02
8.02
9.02
|
|
Питьё через соломинку
|
3
|
61-63
|
21.02
22.02
28.02
|
|
Открывание и закрывание крана кулера
|
3
|
64-65
|
1.03
2.03
|
|
Наливание жидкости в стакан
|
2
|
66-67
|
7.03
9.03
|
|
Питьё из стакана
|
2
|
68-70
|
14.03
15.03
16.03
|
|
Представления о себе
Сообщение о плохом самочувствии
|
3
|
71-73
|
21.03
22.03
23.03
|
|
Представление о своих двигательных возможностях
|
3
|
74-76
|
4.04
5.04
6.04
|
|
IV четверть
Одевание и раздевание
Снятие предмета одежды
|
3
|
77-79
|
11.04
12.04
13.04
|
|
Надевание предмета одежды.
|
3
|
80-82
|
18.04
19.04
20.04
|
|
Снятие обуви
|
3
|
83-85
|
25.04
26.04
27.04
|
|
Обувание обуви
|
3
|
86-88
|
2.05
3.05
4.05
|
|
Семья
Представление о членах семьи
|
3
|
89-91
|
10.05
11.05
16.05
|
|
Представление о родственных отношениях
|
3
|
92-94
|
17.05
18.05
23.05
|
|
Поведение при общении с животными
|
3
|
95-96
|
24.05
25.05
|
|
Поведение на празднике
|
2
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Адреса электронных ресурсов:
http://www.autism.ru/
http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|