Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «окружающий социальный мир»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».
Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть предметной области «Человек».
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
· формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном
мире;
· умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основные задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Специфика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Примерное содержание предмета
Школа.
Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории. Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, альбом, карандаш). Соблюдение правил учебного поведения.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.
Транспорт.
Соблюдение правил дорожного движения.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, и др., участие в школьных мероприятиях.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Возможные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
- Интерес к объектам, созданным человеком.
- Представления о доме, школе, о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
- Опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
- Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.
- Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
- Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
- Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по окружающему социальному миру (1 ч в неделю, всего 33 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
|
-
|
Школа
|
Соблюдение правил учебного поведения. Ориентация в помещениях школы: классы, коридор; туалет, столовая; кабинет врача. Ориентация в зонах класса (учебная, игровая). Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел; ранец, альбом, карандаш. Ориентация в местах расположения учебных принадлежностей. Выбор игрушки.
|
9
|
-
|
Предметы и материалы, изготовленные человеком
|
Представление о бумаге. Свойства бумаги: мнётся, рвётся. Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик. Представление о стекле. Окно, стакан. Свойства стекла: бьётся. Представление о резине: мяч. Представление о пластмассе: машинка. Представление о дереве: кубики.
|
9
|
-
|
Традиции и обычаи
|
Представление о празднике: Новый год, последний учебный день.
|
2
|
-
|
Квартира, дом
|
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Назначение комнаты: игры, отдых. Правила поведения за столом. Соблюдение личной гигиены. Члены семьи: мама, сын.
|
7
|
-
|
Правила общения
|
Общение с мамой: погладить, обнять, поцеловать. Приветствие с помощью взгляда, кивка головы, рукопожатия. Прощание с помощью жеста - помахать рукой.
|
3
|
-
|
Ориентация на школьной территории
|
Ориентация на школьной территории: спортивная площадка, игровая площадка.
|
2
|
-
|
Транспорт
|
Переход дороги по знаку, по зебре.
|
1
|
|
Всего
|
33
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
20 %
|
Календарно-тематическое планирование
по окружающему социальному миру (1 ч в неделю, всего 33 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем уроков
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
1
|
2.09
|
|
I четверть
Школа
Соблюдение правил учебного поведения
|
1
|
2
|
9.09
|
|
Ориентация в помещениях школы: классы, коридор
|
1
|
3
|
16.09
|
|
Школа: туалет, столовая
|
1
|
4
|
23.09
|
|
Школа: кабинет врача
|
1
|
5
|
30.09
|
|
Ориентация в зонах класса (учебная, игровая)
|
1
|
6
|
7.10
|
|
Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел
|
1
|
7
|
14.10
|
|
Представления о школьных принадлежностях: ранец, альбом, карандаш
|
1
|
8
|
21.10
|
|
Ориентация в местах расположения учебных принадлежностей
|
1
|
9
|
28.10
|
|
Выбор игрушки
|
1
|
10
|
11.11
|
|
II четверть
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Представление о бумаге
|
1
|
11
|
18.11
|
|
Свойства бумаги: мнётся, рвётся
|
1
|
12
|
25.11
|
|
Игры с бумагой: порвать на части
|
1
|
13
|
2.12
|
|
Игры с бумагой: скатать шарик
|
1
|
14
|
9.12
|
|
Представление о стекле. Окно, стакан.
|
1
|
15
|
16.12
|
|
Свойства стекла: бьётся.
|
1
|
16
|
23.12
|
|
Традиции и обычаи
Представление о празднике: Новый год
|
1
|
17
|
13.01
|
|
III четверть
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Представление о резине. Мяч.
|
1
|
18
|
20.01
|
|
Представление о пластмассе. Машинка
|
1
|
19
|
27.01
|
|
Представление о дереве. Кубики
|
1
|
20
|
3.02
|
|
Квартира, дом
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.
|
1
|
21
|
10.02
|
|
Ориентация в помещениях своего дома.
|
1
|
22
|
24.02
|
|
Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон.
|
1
|
23
|
3.03
|
|
Назначение комнаты: игры, отдых.
|
1
|
24
|
10.03
|
|
Правила поведения за столом
|
1
|
25
|
17.03
|
|
Соблюдение личной гигиены
|
1
|
26
|
24.03
|
|
Члены семьи: мама, сын
|
1
|
27
|
7.04
|
|
IV четверть
Правила общения
Общение с мамой: погладить, обнять, поцеловать.
|
1
|
28
|
14.04
|
|
Приветствие с помощью взгляда, кивка головы, рукопожатия
|
1
|
29
|
21.04
|
|
Прощание с помощью жеста - помахать рукой
|
1
|
30
|
28.04
|
|
Ориентация на школьной территории: спортивная площадка
|
1
|
31
|
5.05
|
|
Игровая площадка
|
1
|
32
|
12.05
|
|
Транспорт
Переход дороги по знаку, по зебре
|
1
|
33
|
19.05
|
|
Традиции, обычаи
Представление о празднике: последний учебный день
|
1
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Адреса электронных ресурсов:
http://www.autism.ru/
http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|