Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «окружающий природный мир»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».
Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть предметной области «Естествознание».
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
· формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Специфика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с РАС является расширение их представлений об окружающем их природном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему».
Материально-техническое обеспечение предмета включает: наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.
Примерное содержание предмета
Растительный мир.
Представление о деревьях (берёза). Представление о фруктах (яблоко, груша). Представление об овощах (помидор, огурец).
Животный мир.
Представление о домашних животных (кот, собака). Представление о домашних птицах (курица). Представление о зимующих птицах (голубь). Представление о насекомых (муха).
Объекты природы.
Представление о воде. Представление об огне. Представление о реке.
Временные представления.
Представление о временах года (осень, зима, весна, лето).
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Возможные результаты:
Естествознание
Окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Расширение представлений об объектах неживой природы (вода, огонь, лес, река).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по окружающему природному миру (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
-
|
Временные представления
|
Представление о лете (об осени, о зиме, о весне).
Узнавание на рисунке солнца. Имитация плавания в
реке. Экскурсия: наблюдение за солнцем. Явление
природы: дождь. Имитация дождя: постукивание по
парте «кап-кап». Имитация листопада. Экскурсия:
листопад. Признаки зимы: снег. Наблюдение за
полётом снежинки. Имитация снегопада в «сухом
бассейне». Экскурсия: зимние забавы детей.
Признаки весны: ручьи, сосульки. Экскурсия: весна.
Игры и забавы детей весной. Складывание
разрезных картинок.
|
16
|
-
|
Растительный мир
|
Представление об овощах (помидор, огурец) через осязание. Нахождение овоща посредством взгляда. Показ овоща жестом. Составление овоща из 2 пазлов. Складывание разрезных картинок. Представление о деревьях: берёза. Узнавание берёзы на картинке посредством взгляда. Показ берёзы жестом. Экскурсия: берёза. Представление о фруктах (яблоко, груша) через осязание. Нахождение фрукта посредством взгляда. Показ фрукта жестом. Составление фрукта из 2 пазлов.
|
20
|
-
|
Объекты природы
|
Представление об огне, о воде, о реке. Узнавание объектов природы на картинке. Практическое использование огня, воды. Правила поведения у огня, у воды, у реки.
|
8
|
-
|
Животный мир
|
Представление о зимующих птицах: голубь. Представление о домашних птицах: курица. Нахождение птицы посредством взгляда. Показ птицы жестом. Составление птицы из 2 пазлов. Имитация кормления птиц в «сухом бассейне». Звукоподражение курице: ко-ко-ко. Экскурсия в природу: подкормка птиц. Складывание разрезных картинок. Представление о домашних животных: кот, собака. Нахождение животных посредством взгляда, жеста. Поглаживание животных (игрушка). Звукоподражение животным: мяу, ав-ав. Складывание разрезных картинок. Конструирование конуры.
|
20
|
|
Всего
|
64
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
20 %
|
Календарно-тематическое планирование
по окружающему природному миру (2 ч в неделю, всего 64 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем урока
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
1-4
|
5.09
8.09
12.09
15.09
|
|
I четверть
Временные представления
Представление о лете.
|
4
|
5-8
|
19.09
22.09
26.09
29.09
|
|
Растительный мир
Представление об овощах: помидор
|
4
|
9-12
|
3.10
6.10
10.10
13.10
|
|
Временные представления
Представление об осени
|
4
|
13-16
|
17.10
20.10
24.10
27.10
|
|
Растительный мир
Представление об овощах: огурец
|
4
|
17-20
|
10.11
14.11
17.11
21.11
|
|
II четверть
Представление о деревьях: берёза
|
4
|
21-24
|
24.11
28.11
1.12
5.12
|
|
Представление о фруктах: яблоко
|
4
|
25-26
|
8.12
12.12
|
|
Объекты природы
Представление об огне
|
2
|
27-30
|
15.12
19.12
22.12
26.12
|
|
Временные представления
Представление об зиме
|
4
|
31-34
|
9.01
12.01
16.01
19.01
|
|
III четверть
Растительный мир
Представление о фруктах: груша
|
4
|
35-38
|
23.01
26.01
30.01
2.02
|
|
Животный мир
Представление о зимующих птицах: голубь
|
4
|
39-42
|
6.02
9.02
20.02
27.02
|
|
Представление о домашних птицах: курица
|
4
|
43-46
|
2.03
6.03
9.03
13.03
|
|
Представление о домашних животных: кот
|
4
|
47-49
|
16.03
20.03
23.03
|
|
Объекты природы
Представление о воде
|
3
|
50-53
|
3.04
6.04
10.04
13.04
|
|
IV четверть
Временные представления
Представление об весне.
|
4
|
54-57
|
17.04
20.04
24.04
27.04
|
|
Животный мир
Представление о домашних животных: собака
|
4
|
58-61
|
4.05
8.05
11.05
15.05
|
|
Представление о насекомых: муха
|
4
|
62-64
|
18.05
22.05
25.05
|
|
Объекты природы
Представление о реке
|
3
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Адреса электронных ресурсов:
http://www.autism.ru/ - аутизм
http://pedsovet.su/load/324 - педсовет
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|