Submitted by Елена Григорьевна Шевелева on чт, 16/02/2017 - 16:26
Ролево – игровой проект
«Рождественские колядки»
Вид проекта: коллективный, краткосрочный (1 неделя), интергративный, творческий продуктивный.
Актуальность проекта.
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, к народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Содержание проекта носит интегративный характер; соответствует ФГОС ДО; расширяет кругозор детей.
Цель: познакомить детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере рождественских колядок.
Задачи:
дидактические:
приобщить дошкольников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;
сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок; совместной проектной деятельности;
организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению
привлечь родителей к сотрудничеству.
развивающие:
развивать связную речь, умение эмоционально, образно ее окрашивать (разучивание колядок и стихов);
развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;
развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.
воспитывающие:
воспитывать любовь к Родине, семье;
приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творчеством.
Проблема: Почему именно рождественские колядки?
Что такое рождественские колядки? Как в старину колядовали наши предки?
Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели старшей и подготовительной групп, родители,
дети старших и подготовительных групп.
1 этап – Подготовительный:
Замысел проекта.
Подбор и знакомство с литературой по теме «Как проходили на Руси».
Подбор музыкального репертуара – колядки, святочные рассказы детских писателей.
Изготовление рождественского вертепа, кукол для вертепа, рождественской звезды, изготовление декораций, украшений для оформления зала.
Подбор русских народных игр для зала.
Подготовка элементов костюмов ряженых.
Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.
II этап – Основной (формирующий)
Мотивирование детей на проектную деятельность.
Постановка проблемных вопросов.
Проектная деятельность.
1)Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.
2) Изготовление поделок, рисунков по замыслу. Изготовления масок для колядования. Изготовление подарков для родителей и друзей. Изготовление праздничных рождественских открыток. Выставка изделий.
3)Прослушивание и разучивание рождественских колядок:
«В ночном саду прозрачно и светло»
«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»
«Рождество Христово, ангел прилетел»
4)Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей. Загадывание загадок.
Л.Медведев «В сочельник»
Н.Хвостов «Сочельник в лесу»
Г.Гейне «Божья елка»
А.Плещеев «Елка в школе»
Б.Пастернак «Рождественская звезда»
О.Ефремов «Рождество Христово»
Н.Гоголь «Коляда»
5)Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
«Бабка Ежка»,
«Прялица»,
«Башмачник»,
Игра – классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»,
Игра – классификация «Символы Рождества».
6)Беседы по картинам русских художников.
Н.Пимоненко "Святочные гадания",
А.Кившенко «Колядки» (иллюстрации к повести Н.Гоголя «Ночь перед рождеством»),
К. Маковский «Святочное гадание»,
Б. Кустодиев «Балаганы», «Ярмарка»,»Карусель»,
7)Ознакомление с музыкальными произведениями:
П.Чайковский «Январь У камелька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»,
.Вивальди «Зима»
В. Моцарт «Колокольчики звенят»,
А.Хачатурян «Вечерняя сказка».
8)Работа с родителями: ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям рождественских подарков).
IIIэтап – Заключительный
Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки».
Организация фотосессии участников проекта у вертепа.
Сценарий «Рождественских колядок» прилагается к описанию проекта.
Ожидаемые результаты проекта
- осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
- формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;
- разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;
- совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства.
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Действующие лица: Ведущий (воспитатель), колядовщики (дети в русских народных костюмах), ряженые (дети, в костюмах животных).
Ведущий (музыкальный работник) приходит в подготовительную к школе группу.
Ведущий: Здравствуйте, ребятки!
С новым годом, с новым счастьем!
А ведь сегодня святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Там блины, козули
Там блины, козули
И кисель в кастрюле.
Дети, одевшись в традиционные для ряженых и колядовщиковкостюмы,берут атрибуты обряда и идут колядовать по детскому саду (в группы среднего и старшего возраста), останавливаются у входа в группу.
Ряженые: Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй.
И гостей принимай.
Входят в дом – группу
Колядовщики:(поочереди)
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята!
Ряженые:
Щедрый день, добрый день!
Дети поют колядку. «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»
Ряженые:
Сеем, веем, посеваем,
С рождеством вас поздравляем!
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Все вместе:
Слава вам! Слава!
Колядовщики:(поочередно):
Коляда! Коляда!
В дни Рождества.
Блин да лепешка
На красном окошке.
Тетенька добренька,
Подай кусочек сдобненький!
Не режь, не ломай,
Двоим, троим, мы давно все тут стоим
Под окошечком, да все с лукошечком.
Хозяйка:
Не плясали и не пели, а угощенье захотели.
Погодите же, постойте, песенку сначала спойте.
Дети поют колядку «В ночном саду прозрачно и светло»
Колядовщик: Не пора ли вам, хозяюшка, колядовщиков одарить?