Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Л.Ю. Егорова/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2016г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СО «Школа АОП № 17
г. Энгельса»
______ /Н.М. Ляхова/
«___» _____________ 2016г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СО «Школа АОП
№ 17 г. Энгельса»
___________ /Е.В. Амвросенкова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4, первый год обучения)
1 «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Брагина Зоя Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».
Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть предметной области «Язык и речевая практика».
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
· формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации;
· умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи:
- формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- подбор и освоение средств альтернативной коммуникации.
Специфика учебного предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
Примерное содержание предмета
Коммуникация
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты: предметы, люди, животные. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «внизу - вверху», «справа – слева». Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма
Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Подготовка к усвоению навыков письма.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Возможные результаты:
Речь и альтернативная коммуникация
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты природы.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (компьютер).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
4) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
- Графические действия: обводка, штриховка.
Базовые учебные действия
1. Формирование учебного поведения:
- нахождение своего класса, нахождение своей парты;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени (1-2 мин).
Учебно-тематическое планирование
по речи и альтернативной коммуникации (3 ч в неделю, всего 96 ч)
№ п/п
|
Тематический блок
|
Содержание, виды деятельности
|
Кол-во часов
|
Разделы
|
|
-
|
Коммуникация
|
Привлечение внимания речью, взглядом, жестами, изображениями, звучащими игрушками. Имена детей в речи учителя. Установление и поддержание зрительного контакта с говорящим. Реагирование на собственное имя посредством взгляда. Выражение желаний, просьбы, согласия взглядом, жестом. Выражение благодарности кивком головы. Выражение несогласия движением головы влево-вправо. Игры: «Иди ко мне», «Дай шарик», «Найди своё место», «Покажи мяч», «Покажи куклу», «Переложи игрушку», «Найди игрушку по звуку». Приветствие учителя взглядом. Приветствие собеседника жестом, мимикой протянутой рукой. Узнавание учителя, мамы. Узнавание себя на фото. Прощание с помощью жеста - помахать рукой. Закрывание/открывание глаз. Рассматривание себя в зеркале. Подражание выражению лица учителя. Выражение эмоций мимикой. Выражение мимикой согласия (улыбка), несогласия (хмурится). Игра «Зеркало». Соотнесение предмета с желанием (карандаш - рисовать, стакан - пить).
|
27
|
1
|
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
|
Артикуляционная гимнастика для губ, для языка. Дыхательная гимнастика. Стихи А. Барто в речи учителя. Взгляд вверх, вниз. Произнесение звука [а], [о], [у], [и], [м], [п]. Складывание разрезных картинок. Звукоподражание а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, м-м-м. Произнесение звука. Понимание слов: «справа-слева». Понимание слов, обозначающих игрушки, людей, животных. Выражение желания звуковым комплексом пи - пить, ам - кушать. Звукоподражание героям сказки.
|
36
|
2
|
Коррекция моторики
|
Массаж пальцев. Массаж пальцев с помощью шарика. Развитие движений пальцев, кисти. Упражнения на вытянутых руках. Динамическая координация движений. Упражнения с пирамидками, с геометрическими фигурами, с пазлами, с «сухим бассейном». Складывание разрезных картинок. Узнавание предмета по контуру. Соотнесение контура с предметом. Развитие кинестетического восприятия. Узнавание «зашумленных» предметов. Верх-низ альбома, доски. Различение зеленого цвета. Обведение по трафарету круга, прямоугольника. Штриховка круга, квадрата, прямоугольника. Письмо точек по руке учителя. Письмо горизонтальных линий. Письмо вертикальных линий по наждачной бумаге. Письмо наклонных палочек по карандашу. Письмо наклонных палочек с закруглением внизу по пунктирным линиям. Письмо наклонных палочек с закруглением вверху по точкам. Письмо полуовалов по образцу. Письмо овалов, палочки с петлёй.
|
33
|
|
Всего
|
96
|
Практическая часть
|
|
Количество уроков с использованием ИКТ
|
20 %
|
Календарно-тематическое планирование
по речи и альтернативной коммуникации (3 ч в неделю, всего 96 ч)
№ урока
|
Дата проведения
|
Наименование тем уроков
|
Кол-во часов
|
План
|
Коррек тировка
|
-
|
5.09
|
|
I четверть
Привлечение внимания речью
|
1
|
2
|
6.09
|
|
Имена детей в речи учителя
|
1
|
3
|
8.09
|
|
Массаж пальцев
|
1
|
4
|
12.09
|
|
Артикуляционная гимнастика для губ
|
1
|
5
|
13.09
|
|
Установление зрительного контакта
|
1
|
6
|
15.09
|
|
Массаж пальцев с помощью шарика
|
1
|
7
|
19.09
|
|
Реагирование на собственное имя посредством взгляда
|
1
|
8
|
20.09
|
|
Привлечение внимания взглядом
|
1
|
9
|
22.09
|
|
Развитие движений пальцев
|
1
|
10
|
26.09
|
|
Стихи А. Барто в речи учителя
|
1
|
11
|
27.09
|
|
Выражение желаний взглядом
|
1
|
12
|
29.09
|
|
Развитие движений кисти
|
1
|
13
|
3.10
|
|
Артикуляционная гимнастика для языка
|
1
|
14
|
4.10
|
|
Выражение просьбы с помощью жеста
|
1
|
15
|
6.10
|
|
Упражнения на вытянутых руках
|
1
|
16
|
10.10
|
|
Стихи А. Барто в речи учителя
|
1
|
17
|
11.10
|
|
Дыхательная гимнастика
|
1
|
18
|
13.10
|
|
Упражнения с пирамидками
|
1
|
19
|
17.10
|
|
Игра «Иди ко мне»
|
1
|
20
|
18.10
|
|
Произнесение звука [а]
|
1
|
21
|
20.10
|
|
Упражнения с геометрическими фигурами
|
1
|
22
|
24.10
|
|
Игра «Дай шарик»
|
1
|
23
|
25.10
|
|
Узнавание учителя
|
1
|
24
|
27.10
|
|
Упражнения с пазлами
|
1
|
25
|
10.11
|
|
II четверть
Игра «Найди своё место»
|
1
|
26
|
14.11
|
|
Узнавание мамы
|
1
|
27
|
15.11
|
|
Складывание разрезных картинок
|
1
|
28
|
17.11
|
|
Игра «Покажи мяч»
|
1
|
29
|
21.11
|
|
Приветствие учителя взглядом
|
1
|
30
|
22.11
|
|
Динамическая координация движений
|
1
|
31
|
24.11
|
|
Куклотерапия. Игра «Покажи куклу».
|
1
|
32
|
28.11
|
|
Узнавание своего имени
|
1
|
33
|
29.11
|
|
Упражнения с «сухим бассейном»
|
1
|
34
|
1.12
|
|
Закрывание/открывание глаз
|
1
|
35
|
5.12
|
|
Произнесение звука [о]
|
1
|
36
|
6.12
|
|
Узнавание предмета по контуру
|
1
|
37
|
8.12
|
|
Взгляд вверх, вниз
|
1
|
38
|
12.12
|
|
Приветствие собеседника жестом
|
1
|
39
|
13.12
|
|
Соотнесение контура с предметом
|
1
|
40
|
15.12
|
|
Привлечение внимания жестами
|
1
|
41
|
19.12
|
|
Выражение желания жестом
|
1
|
42
|
20.12
|
|
Развитие кинестетического восприятия
|
1
|
43
|
22.12
|
|
Узнавание себя на фото
|
1
|
44
|
26.12
|
|
Прощание с помощью жеста - помахать рукой
|
1
|
45
|
27.12
|
|
Узнавание «зашумленных» предметов
|
1
|
46
|
9.01
|
|
III четверть
Привлечение внимания звучащими игрушками
|
1
|
47
|
10.01
|
|
Звукоподражание а-а-а
|
1
|
48
|
12.01
|
|
Верх-низ альбома, доски
|
1
|
49
|
16.01
|
|
Приветствие собеседника мимикой
|
1
|
50
|
17.01
|
|
Произнесение звука [у]
|
1
|
51
|
19.01
|
|
Различение зеленого цвета
|
1
|
52
|
23.01
|
|
Привлечение внимания изображениями
|
1
|
53
|
24.01
|
|
Поддержание зрительного контакта с говорящим
|
1
|
54
|
26.01
|
|
Обведение по трафарету круга
|
1
|
55
|
30.01
|
|
Звукоподражание о-о-о
|
1
|
56
|
31.01
|
|
Выражение согласия жестом
|
1
|
57
|
2.02
|
|
Обведение по трафарету квадрата
|
1
|
58
|
6.02
|
|
Рассматривание себя в зеркале
|
1
|
59
|
7.02
|
|
Подражание выражению лица учителя
|
1
|
60
|
9.02
|
|
Обведение по трафарету прямоугольника
|
1
|
61
|
20.02
|
|
Выражение эмоций мимикой
|
1
|
62
|
21.02
|
|
Обращение с просьбой с помощью жеста
|
1
|
63
|
27.02
|
|
Штриховка круга
|
1
|
64
|
28.02
|
|
Понимание слов: «справа-слева»
|
1
|
65
|
2.03
|
|
Произнесение звука [и]
|
1
|
66
|
6.03
|
|
Штриховка квадрата
|
1
|
67
|
7.03
|
|
Выражение мимикой согласия (улыбка), несогласия (хмурится)
|
1
|
68
|
9.03
|
|
Игра «Зеркало»
|
1
|
69
|
13.03
|
|
Штриховка прямоугольника
|
1
|
70
|
14.03
|
|
Звукоподражание у-у-у
|
1
|
71
|
16.03
|
|
Выражение благодарности кивком головы
|
1
|
72
|
20.03
|
|
Письмо точек по руке учителя
|
1
|
73
|
21.03
|
|
Выражение несогласия движением головы влево-вправо
|
1
|
74
|
23.03
|
|
Приветствие собеседника протянутой рукой
|
1
|
75
|
3.04
|
|
IV четверть
Письмо горизонтальных линий
|
1
|
76
|
4.04
|
|
Звукоподражание и-и-и
|
1
|
77
|
6.04
|
|
Понимание слов, обозначающих игрушки
|
1
|
78
|
10.04
|
|
Письмо вертикальных линий по наждачной бумаге
|
1
|
79
|
11.04
|
|
Произнесение звука [м]
|
1
|
80
|
13.04
|
|
Понимание слов, обозначающих людей
|
1
|
81
|
17.04
|
|
Письмо наклонных палочек по карандашу
|
1
|
82
|
18.04
|
|
Игра «Переложи игрушку»
|
1
|
83
|
20.04
|
|
Произнесение звука [п]
|
1
|
84
|
24.04
|
|
Письмо наклонных палочек с закруглением внизу по пунктирным линиям
|
1
|
85
|
25.04
|
|
Соотнесение предмета с желанием (карандаш - рисовать, стакан - пить)
|
1
|
86
|
27.04
|
|
Звукоподражание м-м-м
|
1
|
87
|
2.05
|
|
Письмо наклонных палочек с закруглением вверху по точкам
|
1
|
88
|
4.05
|
|
Выражение желания звуковым комплексом пи - пить
|
1
|
89
|
8.05
|
|
Игра «Найди игрушку по звуку»
|
1
|
90
|
11.05
|
|
Письмо полуовалов по образцу
|
1
|
91
|
15.05
|
|
Выражение желания звуковым комплексом ам - кушать
|
1
|
92
|
16.05
|
|
Понимание слов, обозначающих животных
|
1
|
93
|
18.05
|
|
Письмо овалов
|
1
|
94
|
22.05
|
|
Звукоподражание героям сказки
|
1
|
95
|
23.05
|
|
Произнесение звука
|
1
|
96
|
25.05
|
|
Письмо палочки с петлёй
|
1
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Адреса электронных ресурсов:
http://www.autism.ru/
http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su
http://www.razvitierebenka.com./ - Развитие ребёнка– Азбука-Грамматика
http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка
http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа
http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html - обучение чтению
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР;
http://fcior.edu.ru – Федеральный банк ЕОР;
http://school.iot.ru – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;
http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия
http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия
http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);
http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;
http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;
http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы
|