МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 45 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Планирование работы с детьми по экспериментированию
среднего дошкольного возраста (пятый год жизни)
разработчик Кондратьева А.С.
Гатчина
2017
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
Перспективный план по экспериментированию в средней группе
|
|
ТЕМА
|
ЦЕЛЬ
|
|
сентябрь
|
1.неделя
|
Где прячутся детки? (длительное наблюдение 1нед.)
|
Дать представление о растениях; выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения, учить выделять наиболее значимые признаки растений
|
Почва, лист и семена клена, вата, ткань, дневник наблюдений для фиксации опыта, карандаши, модель признаки растений.
|
2.неделя
|
Тепло – холодно (длительное наблюдение, 1 неделя)
|
Продолжать знакомить с характерными особенностями сезонов. Определить взаимосвязь сезона и развития растения: действие тепла и холода на растения.
|
Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода, модель « растение».
|
3 неделя
\
|
Зачем утке и лягушке такие лапки? (совместная деятельность, часть занятия).
|
Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде(лягушки, птицы).
|
Емкость с водой, перчатки с перепонками, с коготками, иллюстрации: утка, лягушка, воробей, лягушка в аквариуме
|
4 неделя
|
Окрашивание воды (совместная деятельность
|
Выявить свойства воды; развивать познавательную активность у детей
|
Выявить свойства воды; развивать познавательную активность у детей
|
Октябрь
|
2 неделя
.
|
У кого какие детки? (совместная деятельность)
|
Выделить общее в строении семян(наличие ядрышка), побудить к называнию частей строения семян: ядрышко Ягоды (вишня, слива
|
лупы, молоточек, коллекция семян и растений, карандаши для зарисовок.
|
3 неделя
|
Кто улетит, кто останется? (совместная деятельность).
|
Помочь понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе
|
Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне
|
|
4неделя
|
Почему песок хорошо сыплется? (совместная деятельность).
|
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Развивать познавательную активность в ходе исследовательской деятельности
|
Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, лупа, ширма, сито, песочные часы.
|
Ноябрь
|
1неделя
|
Как развивается растение? (длительное наблюдение , 2 недели)
|
Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя .
|
.
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа, карандаши для фиксации наблюдений, модель развития растения
|
2неделя
|
Зачем зайчику другая шубка? (совместная деятельность).
|
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
|
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
|
3 неделя
|
Поиск воздуха (совместная деятельность)
|
Дать представление детям, что воздух есть везде, познакомить со способами обнаружения воздуха
|
Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой
|
Декабрь
|
1 неделя
|
Что любят растения? (длительное наблюдение, 1-2 недели).
|
Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними
|
2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности
|
2 неделя
|
Почему птицы могут летать? (совместная деятельность).
|
Выявить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
|
Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных; графическая модель «птица
|
|
3 неделя
|
Что в пакете? (совместная деятельность).
|
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
|
Два целлофановых пакета ( один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды
|
4 неделя
|
Нужен ли зимой растениям снег? (наблюдение 1-2 дня)
|
Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе
|
Ёмкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности
|
январь
|
2 неделя
|
Кто живёт в воде? (совместная деятельность)
|
Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
|
Ёмкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде), графическая модель «рыба».
|
3 неделя
|
Взаимодействие воды и снега. (Совместная деятельность).
холоднее.
|
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым), выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лёд, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее.
Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твёрдость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
|
Мерные ёмкости с водой разной температуры (тёплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки или совочки.
|
|
4 неделя
|
Ветер. (Совместная деятельность)
|
Выявить изменение свойств песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. Учить детей рассуждать, делать выводы
|
Прозрачные ёмкости с песком и глиной (ёмкости закрыты крышкой со вставленной бутылкой).
|
Февраль
|
1 неделя
|
Волшебная рукавичка (развлечение)
|
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
|
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом
|
2 неделя
|
Загадочные пузырьки (совместная деятельность).
|
Обнаружить воздух в других предметах, помочь понять, что воздух есть везде.
|
Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
|
|
3 неделя
|
Необычные кораблики (совместная деятельность).
|
Познакомить со свойствами стеклянных предметов, развивать наблюдательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
|
Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка) для фиксации наблюдений.
|
4 неделя
|
Где вода? (совместная деятельность).
|
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду, развивать наблюдательность, смекалку.
|
Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
|
Март
|
1 неделя
|
Где быстрее наступит весна? (совместная деятельность).
|
Развивать наблюдательность, любознательность, умение фиксировать результаты наблюдений
Установить зависимость изменений в природе от сезона.
|
Ёмкости со снегом, льдом, карандаши (на каждого ребёнка).
|
|
2 неделя
|
Хитрые семена. (Длительное наблюдение , 1 неделя).
|
Познакомить детей со способами проращивания семян, учить фиксировать результаты наблюдений.
|
Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй; палочка, лейка, салфетка из марли. Розетка, бумага, карандаши, графическая модель «растение».
|
|
3 неделя
|
Как звери меняют шубку? (совместная деятельность).
.
|
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; учить рассуждать, делать выводы
|
Кусочки меха (старого),
кора деревьев.
|
|
4 неделя
|
Свет вокруг нас (совместная деятельность).
|
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру; назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
Развивать познавательный интерес у детей.
|
Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, костёр, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов, которые не дают света.
|
Апрель
|
1 неделя
|
Из чего птицы строят гнёзда? (длительное наблюдение 1-2 недели).
|
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Учить фиксировать результаты в дневнике наблюдений.
|
Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки, карандаши, дневник наблюдений.
|
2 неделя
|
Надувание мыльных пузырей (совместная деятельность).
|
Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место; учить обсуждать способы достижения цели, делать выводы.
|
Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщеплённые на конце, мыльный раствор
|
3 неделя
|
Волшебный материал (длительное наблюдение 1-2 дня).
|
Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании водой. Развивать познавательный интерес у детей.
|
Ёмкость с песком, глиной, водой, дощечки, палочки, изделия из керамики.
|
|
4 неделя
|
Мы-фокусники (развлечение)
.
|
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Учить сравнивать, наблюдать, делать выводы.
|
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри
|
май
|
1неделя
|
1 неделя
Как спрятаться бабочкам? (совместная деятельность).
|
Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде.
|
Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; графическая модель «насекомые».
|
2 неделя
|
Пузырьки-спасатели (совместная деятельность)..
|
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, воздуха; выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
|
Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина
|
3неделя
|
Почему всё звучит? (совместная деятельность).
|
Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Развивать наблюдательность.
|
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, гитара, детская металлическая
посуда.
|
4 неделя
|
Солнечные зайчики (совместная деятельность).
|
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
|
Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка), карандаши, листы бумаги для фиксации наблюдений
|
|