Цель: коррекция страха физического наказания у ребенка 4,5 лет
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения у детей;
- Снижение остроты переживания эмоции страха у «именника» истории
- Психологическое просвещение родителей на тему «Как не заразить ребенка страхом»
Целевая аудитория – дети 4-5 лет и их родители
С проблемой страха физического наказания родители не обращались, проблема была выявлена в ходе диагностики детей. Были использованы методики «Кинетический рисунок семьи» Б.Селби, опросник «Восприятие методов наказания и поощрения» Е.И. Николаевой, опросник страхов А.И. Захарова. Все методики были проведены с согласия родителей. Было выявлено, что многие дети в средней группе МДОУ№50 пос.Вырица подвергаются физическому наказанию и боятся его.
Использованные методики для коррекции страхов: проговаривание страхов, обыгрывание сказочной истории, подвижная игра «Пятнашки», стендовая информация для родителей «Как не заразить ребенка страхом» (автор – Алексеева Е.Е.).
Ход занятия
- Приветствие ( к детям «приходит» игрушечный добрый волк, «здоровается»с детьми за руку).
- Волк спрашивает у детей, какое у них настроение, веселое или грустное.
- Волк просит детей попрыгать на двух ногах
- Педагог предлагает вспомнить р.н. сказку «Волк и лиса» и поиграть в нее. «Именинник истории» (Артем, 4,5 года) распределяет роли. Себе он отводит роль деда, который едет на тележке с рыбой, психологу- роль волка, Даше Т. – роль лисы, а роль баб, нападающих на волка предлагает сыграть остальным девочкам в группе. По тому, как ребенок распределил роли, можно понять, что он находится на первом этапе игровой коррекции: самую незавидную и опасную с его точки зрения роль дает психологу, себе берет нейтральную и безопасную роль. Артем активно и с интересом включается в игру, с удовольствием исполняет свою роль. Постепенно в сюжете появляются новые персонажи: зомби (Артем и другие мальчики изображают зомби, которые дружат с волком).
- Игра «Пятнашки»
Определены правила игры: пространство, где можно бегать ограничено, ведущий должен обязательно «хлопнуть» по спине того, кого «запятнал».
Артем с удовольствием выполняет роль ведущего, с опасением принимает другую роль. Затем радостно включается в игру.
- Завершение занятия – игрушечный волк «прощается» с детьми, предлагает в следующий раз поиграть в сказку «Волк и лиса»
Субъективные впечатления
- На мой взгляд, успешная коррекция страха физического наказания возможна только при изменении применяемых родителями методов наказания. Для этого в свою очередь необходимо провести консультативную работу с родителями. Здесь возникает трудность в приглашении родителей на консультацию. За применением физического наказания у родителей могут стоять различные проблемы: неуверенность в себе как родителе, низкая психологическая компетентность, систематическое переутомление и т.д. Для изменения методов наказания, применяемых родителями, необходимо работать с причиной, которая заставляет родителей их применять.
- В работе чувствовала себя неуверенно. Возможно, из-за того, что приходится совмещать две роли: педагога и психолога. Дети воспринимают меня как своего воспитателя и боятся сделать что-нибудь неправильно, я в свою очередь не могу уйти от роли педагога до конца в ходе занятия.
- Работа будет малоэффективна в большой группе (занятие проводилось в группе с 12 детьми). Лучше провести его в группе с 5-6 детьми.
Для снятия интенсивности эмоции страха необходимо несколько заняти
|