Исторически сложилось так, что в традиционной культуре нашей страны и некоторых других стран физическое наказание общественное мнение не только не порицало, но и поощряло, свидетельство о чем можно найти в «Домострое» . Физические наказания используют с целью исправления поведения ребенка и контроля над ним (M. Straus, 1996)-. Многочисленные исследования подтверждают, что большинство детей во многих странах мира подвергается физическому наказанию (M. Straus, 1996.) В ходе исследований обнаружена корреляционная взаимосвязь между физическим наказанием в семье и проявлениями агрессии и асоциального поведения у ребенка (M.A. Straus et al, 1996 ). В момент физического наказания родитель отождествляет поступок и личность ребенка. Ребенок при этом испытывает чувство вины, отвержения родителями, теряет самоуважение, и как следствие, искажается восприятие ребенком своей семьи [1]. В то же время достаточно сложно изучить ситуацию наказания и поощрения ребенка в реальной семье. Дело в том, что искажают информацию и дети, и родители. В то же время на ребёнка действует не сама ситуация наказания или поощрение, но представление ребенка об этом. Именно поэтому нам показалось важным сопоставить методы наказания и поощрения ребенка в семье с его восприятием своей семьи. В случае наличия связи можно было бы предложить воспитателям достаточно надежный метод выявления неадекватных методов воспитания ребенка в семье с помощью рисунка семьи.
Материалы и методы
Выборку составили дети 5-7 лет , посещающие МБДОУ № 6
В работе были использованы следующие методики:
- Проективная методика «Рисунок семьи». (Сэлби Б. 1995).
- Опросник Восприятие ребенком системы наказания и поощрения в семье (Николаева, 2007)
Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении; даёт представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передаёт смысл изображённого, чем вербальный язык. Ее цель состоит в выявлении особенностей внутрисемейных отношений.
Для теста «Кинетический рисунок семьи» разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:
- Благоприятная семейная ситуация;
- Тревожность;
- Конфликтность в семье;
- Чувство неполноценности;
- Враждебность в семейной ситуации.
Анализируется рисунок ребенка, отдельные качественные характеристики переводятся в баллы по определенной системе и распределяются по симптомокомплексам.
Опросник «Описание восприятия методов наказания и поощрения в семье» направлен не на выявление реальной ситуации дисциплинарных воздействия на ребенка, но на изучение восприятия ребенком и взрослыми этой ситуации, поскольку именно восприятие им этой ситуации определяет его эмоциональный фон и поведение.
Он состоит из вопросов, которые задаются ребенку индивидуально. Взрослый отдельно отвечает на те же вопросы. Исследователь записывает ответы ребенка, затем переводит их в цифровой ряд и переносит в таблицу эксель. Затем также вносит в таблицу и ответы взрослых. Это позволяет соотнести ответы взрослых и ребенка.
Результаты диагностического исследования
Сначала на основании анализа рисунка семьи у всех детей была оценена выраженность симптомокомплексов в баллах (Табл. 1)
Таблица 1
Выраженность параметров симптомокомплексов (в баллах)
Благоприятная
семейная ситуация
|
Тревожность
|
Конфликтность
|
Чувство неполноценности
|
Враждебность
|
6,74±2,07
|
2,24±1,95
|
2,82±2,21
|
1,29±1,86
|
1,41±1,41
|
Из таблицы 1 видно, что в обследованной выборке многие дети имеют благоприятную обстановку в семье.
Затем дети были распределены по типам наказания в семье
Таблица 2
Распределение детей по видам наказания (%), с точки зрения детей
Физическое
|
Вербальное
|
Игнорирование
|
Лишение
|
Обсуждение
|
52,9
|
23,5
|
5,8
|
5,8
|
5,8
|
Опрос был проведен и детей, и родителей. Далее был проведен корреляционный анализ ответов детей и родителей, который показал, что ответы взрослых и детей согласуются только для физического наказания (коэффициент корреляции r=0,42) и обсуждения (r=0,68, когда родитель объясняет причину своего недовольства ребенку и объясняет, как правильно вести себя в подобной ситуации. В отношении других методов наказания не было соответствия между ответами детей и их родителей.
Таблица 3
Распределение детей по группам на основе анализа причин наказания (%), согласно представлениям детей
Непослушание
|
Баловство
|
Поступки, несущие вред ребенку или окружающим
|
Вербальная агрессия
|
70,59
|
17,65
|
29,41
|
5,88
|
Соотношение ответов детей и взрослых свидетельствуют о том, что они неодинаковым образом описывают причины наказания. Следовательно, родители не могут донести до детей, за что и почему они наказывают их.
Таблица 4.
Чувства, которые дети называют при наказании для себя (%)
Боль
|
Негативная реак-ция по отношению ко взрослому
|
Отрицательные переживания
|
Страх
|
Сожаление
|
23,52
|
41,17
|
35,2
|
5,88
|
5,88
|
Тот факт, что только 6% детей сожалеет о содеянном при наказании, а 41% имеет просто негативную реакцию по отношению ко взрослому подтверждает то, что родители не могут доходчиво объяснить детям причины наказания.
Таблица 5.
Чувства, которые взрослые называют при наказании для себя (%)
Боль
|
Негативная реакция, направленная на себя
|
Отрицательные переживания
|
Страх
|
Сожаление
|
23,52
|
11,76
|
41,17
|
23,52
|
11,76
|
Негативные переживания, которые охватывают взрослых при наказании, не являются хорошим подспорьем для правильного решения в сложной ситуации. В любом случае наши данные свидетельствуют о том, что дети и взрослые не понимают друг друга и испытывают негативные чувства в момент наказания.
Таблица 6
Распределение детей по видам поощрения (%), с точки зрения детей
Вербальное
|
Тактильное
|
Просмотр мультфильмов
|
Материальное
|
Совместные мероприятия
|
76,47
|
19,14
|
11,14
|
5,8
|
5,8
|
Из таблицы 6 видно, что дошкольников чаще всего поощряют, называя ласковыми словами. Только один ребенок из опрошенных сообщил о материальном поощрении. Зато несколько детей говорят о том, что им разрешают посмотреть мультфильмы.
Таблица 7
Распределение детей по группам на основе причин поощрения (%), с точки зрения детей
Интеллектуальные и творческие достижения
|
Помощь по дому
|
Хорошее поведение
|
29,47
|
47,06
|
41,18
|
Дети считают, что чаще всего их поощряют за помощь по дому и за «хорошее» поведение, при этом треть детей считает, что их поощряют за те или иные достижения.
Таблица 8.
Чувства, которые дети называют при поощрении для себя (%)
Радость, счастье
|
Комфорт
|
Любовь
|
58,82
|
53,23
|
5,88
|
Большая часть детей испытывает при поощрении сразу несколько чувств: радость, счастье, комфорт, любовь. Именно поэтому сумма процентов больше 100.
Таблица 9.
Чувства, которые взрослые называют при поощрении для себя (%)
Радость, счастье
|
Комфорт
|
Гордость
|
Воспринимается как должное
|
Любовь
|
29,41
|
41,17
|
41,17
|
5,88
|
11,76
|
Чувства родителей и детей при поощрении практически совпадают, хотя многие родители еще испытывают гордость за своего ребенка.
Наконец, мы соотнесли методы наказания и поощрения в семье с восприятием ребенком ситуации в семье.
Таблица 10
Восприятие ребенком благополучия- неблагополучия в семье в зависимости от методов наказания (баллы)
методы наказания
|
благополучие в семье
|
тревожность
|
конфликтность
|
непоноценность автора в семье
|
враждебность в семейной ситуации
|
Физическое
|
6,0
|
2,8
|
3,7
|
1,6
|
1,7
|
Вербальное
|
7,6
|
2,8
|
1,6
|
1,2
|
2,0
|
Игнорирование
|
2,0
|
2,0
|
4,0
|
3,0
|
0
|
Лишение
|
5,0
|
0
|
8,0
|
1,0
|
2,0
|
Обсуждение
|
9,0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Из таблицы 10 видно, что самый высокий уровень тревожности испытывают дети, на которых при наказании кричат или которых бьют. Самый высокий уровень благополучия в семье демонстрирует ребенок, с которым в процессе наказания родители разговаривают. Наибольший уровень конфликтности в семье отмечается в том случае, если при наказании ребенка лишают чего-то.
Затем был проведен корреляционный анализ. Он обнаружил, что значимая корреляция была между методами наказания в семье и тревожностью ребенка. Она составила r=-0,30. Следовательно, чем более вероятно, что ребенка наказывают в семье физически, тем выше уровень его тревожности.
Выводы:
- Физическое наказание в семье повышает уровень тревожности ребенка, что требует настоятельной коррекции
- Наибольший уровень благополучия в семье отмечен у ребенка, с которым в процессе наказания родители обсуждают возникшую ситуацию.
Литература
- Николаева Е.И. Кнут и пряник. Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 155с.
- Николаева Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2013.
- Николаева Е.И. Буркова С.А. Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т.3(№15). С.74-84.
- Сэлби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов: (Тесты для детей). - Тюмень, 1995.
- Nikolaeva E. I. Family situation under punishment and reward and children’s health // Psychology and Health. 2008.V. 23. Suppl. 1. P. 196
|