Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ связь методов наказания и поощрения ребенка в семье с его восприятием своей семьи

Размещено: Мария Константиновна Синевич - ср, 08/02/2017 - 10:50

Исторически сложилось так, что в традиционной культуре нашей страны и некоторых других стран физическое наказание общественное мнение не только не порицало, но и поощряло, свидетельство о чем можно найти в «Домострое» . Физические наказания используют с целью исправления поведения ребенка и контроля над ним (M. Straus,  1996)-.  Многочисленные исследования подтверждают, что большинство детей во многих странах мира подвергается физическому наказанию (M. Straus, 1996.)  В ходе исследований обнаружена корреляционная взаимосвязь между физическим наказанием в семье и проявлениями агрессии и асоциального поведения у ребенка (M.A. Straus et al, 1996 ).  В момент физического наказания родитель отождествляет поступок и личность ребенка. Ребенок при этом испытывает чувство вины, отвержения родителями, теряет самоуважение, и как следствие, искажается восприятие ребенком своей семьи [1]. В то же время достаточно сложно изучить ситуацию наказания и поощрения ребенка в реальной семье. Дело в том, что искажают информацию и дети, и родители. В то же время на ребёнка действует не сама ситуация наказания или поощрение, но представление ребенка об этом. Именно поэтому нам показалось важным сопоставить  методы наказания и поощрения ребенка в семье с его восприятием своей семьи. В случае наличия связи можно было бы предложить воспитателям достаточно надежный метод выявления неадекватных методов воспитания ребенка в семье с помощью   рисунка семьи.

 

Материалы и методы

Выборку составили дети 5-7 лет , посещающие МБДОУ № 6

В работе были использованы следующие методики:

  1. Проективная методика «Рисунок семьи». (Сэлби Б. 1995).
  2. Опросник Восприятие ребенком системы наказания и поощрения в семье (Николаева, 2007)

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении; даёт представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передаёт смысл изображённого, чем вербальный язык. Ее цель состоит в выявлении особенностей внутрисемейных отношений.

Для теста «Кинетический рисунок семьи» разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация;
  2. Тревожность;
  3. Конфликтность в семье;
  4. Чувство неполноценности;
  5. Враждебность в семейной ситуации.

Анализируется рисунок ребенка, отдельные качественные характеристики переводятся в баллы по определенной системе и распределяются по симптомокомплексам.

Опросник «Описание восприятия методов наказания и поощрения в семье» направлен не на выявление реальной ситуации дисциплинарных воздействия на ребенка, но на изучение восприятия ребенком и взрослыми этой ситуации, поскольку именно восприятие им этой ситуации определяет его эмоциональный фон и поведение.

Он состоит из вопросов, которые задаются ребенку индивидуально. Взрослый отдельно отвечает на те же вопросы. Исследователь записывает ответы ребенка, затем переводит их в цифровой ряд и переносит в таблицу эксель. Затем также вносит в таблицу и ответы взрослых. Это позволяет соотнести ответы взрослых и ребенка.

 

Результаты диагностического исследования

Сначала на основании анализа рисунка семьи у всех детей была оценена выраженность симптомокомплексов в баллах (Табл. 1)

Таблица 1

Выраженность параметров симптомокомплексов (в баллах)

Благоприятная

 семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность

Чувство неполноценности

Враждебность

6,74±2,07

2,24±1,95

2,82±2,21

1,29±1,86

1,41±1,41

 

Из таблицы 1 видно, что в обследованной выборке многие дети имеют благоприятную обстановку в семье.

Затем дети были распределены по типам наказания в семье

Таблица 2

Распределение детей по видам наказания (%), с точки зрения детей

 

Физическое

Вербальное

Игнорирование

Лишение

Обсуждение

52,9

23,5

5,8

5,8

5,8

 

Опрос был проведен и детей, и родителей. Далее был проведен корреляционный анализ ответов детей и родителей, который показал, что ответы взрослых и детей согласуются только для физического наказания (коэффициент корреляции r=0,42) и обсуждения (r=0,68, когда родитель объясняет причину своего недовольства  ребенку и объясняет, как правильно вести себя в подобной ситуации. В отношении других методов наказания не было соответствия между ответами детей и их родителей.

 

Таблица 3

Распределение детей по группам на основе анализа  причин наказания (%), согласно представлениям детей

 

Непослушание

Баловство

Поступки, несущие вред ребенку или окружающим

Вербальная агрессия

70,59

17,65

29,41

5,88

 

 

Соотношение ответов детей и взрослых свидетельствуют о том, что они неодинаковым образом описывают причины наказания. Следовательно, родители не могут донести до детей, за что и почему они наказывают их.

 

Таблица 4.

Чувства, которые дети называют при наказании для себя (%)

 

Боль

Негативная реак-ция по отношению ко взрослому

Отрицательные переживания

Страх

Сожаление

23,52

41,17

35,2

5,88

5,88

 

 

Тот факт, что только 6% детей сожалеет о содеянном при наказании, а 41% имеет просто негативную реакцию по отношению ко взрослому подтверждает то, что родители не могут доходчиво объяснить детям причины наказания.

Таблица 5.

Чувства, которые взрослые называют при наказании для себя (%)

 

Боль

Негативная реакция, направленная на себя

Отрицательные переживания

Страх

Сожаление

23,52

11,76

41,17

23,52

11,76

 

 

Негативные переживания, которые охватывают взрослых при наказании, не являются хорошим подспорьем для правильного решения в сложной ситуации. В любом случае наши данные свидетельствуют о том, что дети и взрослые не понимают друг друга и испытывают негативные чувства в момент наказания.

 

Таблица 6

Распределение детей по видам поощрения (%), с точки зрения детей

 

Вербальное

Тактильное

Просмотр мультфильмов

Материальное

Совместные мероприятия

76,47

19,14

11,14

5,8

5,8

 

 

Из таблицы 6 видно, что дошкольников чаще всего поощряют, называя ласковыми  словами. Только один ребенок из опрошенных сообщил о материальном поощрении. Зато несколько детей говорят о том, что им разрешают посмотреть мультфильмы.

 

Таблица 7

Распределение детей по группам на основе причин поощрения (%), с точки зрения детей

 

Интеллектуальные и творческие достижения

Помощь по дому

Хорошее поведение

29,47

47,06

41,18

 

 

Дети считают, что чаще всего их поощряют за помощь по дому и за «хорошее» поведение, при этом треть детей считает, что их поощряют за те или иные достижения.

 

Таблица 8.

Чувства, которые дети называют при поощрении для себя (%)

 

Радость, счастье

Комфорт

Любовь

58,82

53,23

5,88

 

 

Большая часть детей испытывает при поощрении сразу несколько чувств: радость, счастье, комфорт, любовь. Именно поэтому сумма процентов больше 100.

 

Таблица 9.

Чувства, которые взрослые называют при поощрении для себя (%)

Радость, счастье

Комфорт

Гордость

Воспринимается как должное

Любовь

29,41

41,17

41,17

5,88

11,76

 

Чувства родителей и детей при поощрении практически совпадают, хотя многие родители еще испытывают гордость за своего ребенка.

Наконец, мы соотнесли методы наказания и поощрения в семье с восприятием ребенком ситуации в семье.

 

Таблица 10

Восприятие ребенком благополучия- неблагополучия в семье в зависимости от методов наказания (баллы)

методы наказания

благополучие в семье

тревожность

конфликтность

непоноценность автора в семье

враждебность в семейной ситуации

Физическое

6,0

2,8

3,7

1,6

1,7

Вербальное

7,6

2,8

1,6

1,2

2,0

Игнорирование

2,0

2,0

4,0

3,0

0

Лишение

5,0

0

8,0

1,0

2,0

Обсуждение

9,0

0

0

0

0

 

Из таблицы 10 видно, что самый высокий уровень тревожности испытывают дети, на которых при наказании кричат или которых бьют. Самый высокий уровень благополучия в семье демонстрирует ребенок, с которым в процессе наказания родители разговаривают. Наибольший уровень конфликтности в семье отмечается в том случае, если при наказании ребенка лишают чего-то.

Затем был проведен корреляционный анализ. Он обнаружил, что значимая корреляция была между методами наказания в семье и тревожностью ребенка. Она составила r=-0,30. Следовательно, чем более вероятно, что ребенка наказывают в семье физически, тем выше уровень его тревожности.

 

Выводы:

  1. Физическое наказание в семье повышает уровень тревожности ребенка, что требует настоятельной коррекции
  2.  Наибольший уровень благополучия в семье отмечен у ребенка, с которым в процессе наказания родители обсуждают возникшую ситуацию.

 

Литература

  1. Николаева Е.И. Кнут и пряник. Поощрение и наказание как методы воспитания  ребенка. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 155с.
  2. Николаева Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2013.
  3. Николаева Е.И. Буркова С.А. Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т.3(№15). С.74-84.
  4. Сэлби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов: (Тесты для детей). - Тюмень, 1995.
  5. Nikolaeva E. I. Family situation under punishment and reward and children’s health // Psychology and Health. 2008.V. 23. Suppl. 1. P. 196

 

 


Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн