открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :
«Участие граждан в политической жизни страны.»
Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)
Задачи:
Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.
Развивающая -отработка универсальных учебных действий:
-умение перерабатывать и структурировать текст,
-выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,
-умения договариваться,находить общее решение,
-умение самоконтроля и самооценивания.
Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.
Метод обучения-продуктивно-практический.(по Махмутовой)
Приёмы:
Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.
Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»
Фаза рефлексии-рефлексивный лист.
Фаза вызова:
Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?
Ученики:кластер,план,конспект.
Учитель:вспомните,
1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)
2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)
3.Алгоритм составления плана.
4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)
5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)
Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.
На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)
Как вы думаете ,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)
Цель прописываю на доске.(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)
Фаза осмысления:
Работа с кластером.
Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.
Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем –у кого,что получилось?
1.Сколько пунктов?
2.Вид плана-простой или сложный?
3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?
4.На сколько точно он передает информацию?
Работа с текстом.
Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)
Алгоритм:
1.Внимательно прочитать текст.
2.Разделить текст на смысловые части.
3.Проверить,как они соотносятся между собой.
4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)
5.Сформулировать пункты планы.
6.Прочитать текст повторно,не пропущено ли что-то.
Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.
Групповая работа.
1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.
2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.
3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.
4.Исправьте ошибки прямо в тексте.
На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.
Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?
(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.
Референдум- волеизъявление всех граждан государства
Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.
Фаза рефлексии.
Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию )
Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.
У кого 100% совпадение?
У кого все ответы в графе- «умею»?
У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?
Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.
Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.
Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались
Приложения
№1 рефлекcивная таблица
критерии
|
умею
|
затрудняюсь
|
Не получается
|
Мои дальнейшие действия
|
1.внимательно прочитать текст
|
|
|
|
|
2.разделить текст на смысловые части
|
|
|
|
|
3.проверить,как они соотносятся между собой
|
|
|
|
|
4.определить количество пунктов (по количеству главных мыслей)
|
|
|
|
|
5.сформулировать пункты плана
|
|
|
|
|
6.прочитать текст повторно,не пропущено ли что-то.
|
|
|
|
|
№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)
В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право ,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание ,чаще всего-это штраф.
Технологическая карта урока
Этапы урока
|
задачи
|
Методы и приемы
|
Формы работы
|
Результаты предметные
|
Результаты в формировании УУД
|
1.Стадия вызова
|
1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.
2. Определение цели и темы урока.
3.Определение затруднений
|
1.Рефлексивный лист.
2. «побуждающий диалог»
3. «ставим цель»
|
1.Фронтальная.
2.Индивидуальная
|
Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»
|
1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.
2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.
|
2.Стадия осмысления
|
1.Получение новых знаний.
2.Отработка имеющихся умений:
-умение перерабатывать и структурировать текст,
-умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,
-умение договариваться и находить общее решение.
|
1.Составление плана.
2. «Кластер»
3. «Инсерт»
4. «Лови ошибку»
5. «Лишний пункт»
|
Индивидуальная
Групповая
|
Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями :выборы,референдум,абсентеизм.
|
1.Умение перерабатывать и структурировать текст,
2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,
3.Умение договариваться и находить общее решение.
|
3.Стадия рефлексии
|
Отработка умения самоконтроля и самооценки.
|
1. «Возврат к цели»
2. Рефлексивный лист
|
Индивидуальная
|
Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий :выборы,референдум,абсентеизм.
|
Умение самоконтроля и самооценки.
|
|