Эссе «Я – педагог»
учителя химии МКОУ СОШ №1 Черкасовой Елены Михайловны
Еще в студенчестве я наткнулась на слова русского историка В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», и именно они стали моим жизненным девизом.
Как же могло случиться так, что я стала учителем, в молодости всеми возможными способами пытаясь избежать этого? А действительно, как и почему? От части – стечение обстоятельств, от части, наверное, судьба. Оказавшись в школе, мне посчастливилось пройти все стадии становления – от интереса к молодой «городской» учительнице, которая и одевается по-особенному, и рассказывает какие-то интересные вещи. Через период сомнений в правильности выбора, самоедства за «бездарно потраченные возможности». До осознания, что школа – это и есть та самая жизнь, без которой, я просто не мыслю себя сейчас. И через все перипетии помогла пройти именно ЛЮБОВЬ, любовь и ответственность по отношению к людям, которые в меня поверили, которые мне доверились….С годами пришло понимание, что дети – это не просто «белые и пушистые существа» и даже не «ужасные и кровожадные монстры». Это Люди, люди – хорошие и разные. Со своими проблемами, чувствами и мыслями. Только чувства у них острее, поступки – решительнее, взгляды – непримиримее. Именно в детстве эти самые Люди учатся жить и работать, познают себя и свое место в этом мире, учатся дружить и любить, общаться и прощать. Их мучают вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?». Как помочь им разобраться с этими непростыми вопросами, как посоветовать верный путь? Я поняла, что это возможно только в том случае, когда сможешь разглядеть в этом маленьком человеке не только одного из своих учеников, а, прежде всего, Личность. Да, именно Личность, ведь каждый из нас имеет право на свои взгляды на жизнь, но они никак не должны мешать в подобном выборе тем, кто рядом с тобой.
Чего ждут от меня ученики? Знаний? Безусловно, да. Уважение к педагогу, прежде всего, складывается из уверенности в том, именно он может дать тебе то, что поможет самоопределиться – прежде всего, предметные знания. За сильным предметникам дети идут, его урок считают важным, его оценку – значимой. Если ученики перед ЕГЭ не ищут репетитора, а обращаются за помощью к своему учителю – на мой взгляд, это высшее признание твоей компетентности как специалиста.
Но, вместе с тем, ученики ждут понимания, они ждут любви. Как часто в суматохе школьной жизни мы находим время их выслушать и понять, вникнуть в их сложным юношеский мир? У каждого своя жизнь, свои проблемы. Да и как за 40-45 минут урока объяснить им не только новую тему, но и добиться доверия? А они ждут от нас дружеского расположения, поддержки, одобрения, зачастую, совета. Если не получат этой поддержки один раз, сталкнутся с равнодушием во второй, то просто закроются стеной из напускного равнодушия или нескрываемого хамства. Работая в школе, невозможно выполнять свои обязанности от звонка и до звонка, учительский рабочий день не может ограничиваться тарифицированными часами.
Я люблю свой предмет. Химия – это не просто увлекательная наука. Это мир вокруг нас – то что вокруг нас, то что в нас, то что происходит с нами. Химия – самая логичная и стройная наука из всех естественных, это – самая занимательная и увлекательная из школьных дисциплин. Мне бы хотелось, чтобы и моим ребятам передалась любовь к химии. Я очень надеюсь на то, что в воспоминаниях каждого из них останется кусочек сказки – сказки волшебницы Химии. Пусть для кого-то из них это будут просто воспоминания о красивых опытах, для кого-то чувство удовлетворения от решенной задачи, а для кого-то понимание общих законов возникновения и существования вселенной. На уроке можно всегда найти тот материал, который окажется понятен и интересен каждому – и отличнику – олимпиаднику , и середнячку – троечнику, и даже, заядлому неуспевающему. Скажите, вы замечали, как меняется взгляд ребенка, которого похвалили? Особенно, если этот ребенок – не отличник, привыкший к похвале. Глаза светятся радостью, в них появляется надежда на успех, в них оживает любовь. А если учитель сможет разглядеть такого ученика, если обратит на него внимание, то ребенок поверит в себя, в свои силы. В этом таится путь к успеху. К успеху и учительскому и, безусловно, к успеху ученика. Не секрет, что зачастую именно бывшие школьные «неудачники» хранят о нас самые теплые воспоминания. Почему? Да потому, что всего-то на всего мы смогли удержать себя от того, что бы отмахнуться от такого ребенка, смогли поставить себя на его место. Я стараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских глазах этот огонек, потому, что его радость всегда возвращается и ко мне. Наверное, именно ради этого чувства до сих пор часами готовлюсь к урокам, при первой возможности учусь на различных курсах, иду на работу каждый день как на экзамен – экзамен перед учениками и перед собой.
« ФГОСы», «проекты», «компетенции», «УУД» – с каждым годом, казалось бы, появляются новые понятия в педагогике. «Учить по-старому нельзя», говорят с высоких трибун, «ученики сейчас иные» - вторят им журналисты. Проработав в школе более тридцати лет, могу с уверенностью сказать, что все эти годы работала по «новым стандартам», даже не подозревая этого. Для меня лично сменилась в основном только некоторая терминология, а суть и основные подходы остались прежними. Всегда считала, что только в действии, только в проектной работе, возможно научить мыслить нестандартно, что главная цель школьного образования – формирование личности человека, человека цельного и самостоятельного, но при этом умеющего работать в команде, способного взять на себя ответственность, трезво оценить результаты своей работы, наметить новые цели и пути их реализации. Стандарты лишь убедили меня в правильности выбора педагогических ориентиров. Для того что бы оставаться интересным человеком для своих учеников, необходимо идти с ними в ногу, владеть теми же технологиями, читать те же книги, смотреть те же фильмы, а не брюзжать, отказавшись от нового и не прятаться в панцирь неприятия перемен.
Мои выпускники – врачи, инженеры, учителя, да и просто хорошие мамы и папы, которые приводят своих учеников в нашу школу и при этом говорят: «Здесь я был счастлив. Это моя школа. Я хочу, что бы и моих детей учили мои учителя». И это – огромная ответственность, отвечать званию «Мой Учитель». Не берусь решать, хороший ли я учитель или нет, пусть это будет правом учеников. Стараюсь работать так, чтобы ребята, приходя в школу, чувствовали, что я их жду, я их люблю, я им рада, я готова помочь. Но вместе с тем, не прощу подлости, предательства, лживости. Школа – моя жизнь, и мне необходимо, чтобы ученики видели во мне не только учителя, но и старшего друга. Не пытаюсь их сравнивать, осуждать, поучать, я просто их люблю и не представляю себя вне школы, ведь Я - ПЕДАГОГ.
|