Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе воспитатель Налимова Наталья Александровна
Submitted by Наталья Александровна Налимова on Tue, 31/01/2017 - 16:58
План- работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Зайчик»
Месяц
Темы игр-экспериментирований
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвёртая
неделя
Сентябрь
Путешествие с капелькой
Вода прозрачная, может менять цвет
Значение воды в жизни растений
Игра «Водяной» у нас в гостях
Октябрь
Ветер, ветер, ветерок
Поиск воздуха
Летающие семена
Песочная страна
Ноябрь
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича
Плавающие ,тонущие предметы
Плавающее перо
Мех. Зачем зайчику другая шубка
Декабрь
Песок, глина
Волшебная рукавичка
Предметы из металла
Действие магнита на металл
Январь
Льдинка и снежинка
Вода, лёд, снег
Как снег становится водой
Февраль
Волшебная кисточка
С водой и без воды
Путешествие в мир стеклянных вещей
Как достать скрепку из воды
Март
Почему растаяла Снегурочка?
Освобождение бусинок из ледяного плена
Тёплая капелька
Стекло его качество и свойства
Апрель
Чудеса растений
Нужен ли корешкам воздух?
Почва. Песок, глина, камни
Солнечные зайчики
Май
Растениям теплую водичку
Зачем растения вертятся?
Поймаем солнечного зайчика.
В мире пластмассы
Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Зайчик»
№ п/п
месяц
Тема
Цели. Задачи.
Обеспечение интеграции образования( образовательной области)
Планируемые результаты
Сентябрь
№1
Путешествие с капелькой
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению.
Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.
№2
Вода прозрачная, но может менять цвет
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.
Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования.
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.
№3
Значение воды в жизни растений
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.
Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.
№4
Игра « Водяной у нас в гостях»
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и дружелюбие в процессе проведения игры.
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.
Умеют называть водоемы и их обитателей.
Октябрь
№1
Ветер, ветер ветерок.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.
№2
Поиски воздуха
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).
Умеют называть свойства воздуха. Делают выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.
№3
Летающие семена
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.
Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.
№4
Песочная страна
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирова-ния, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.
Ноябрь
№1
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится).
Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.
Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.
№2
Плавающие и тонущие предметы
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.
Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.
Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.
№3
Плавающее перо
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека
Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
№4
Мех. Зачем зайчику другая шуба
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.
Проявляют интерес к окружающей нас природе.
Декабрь
Декабрь
№1
Песок, глина.
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по- разному впитывают воду.
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.
№2
Волшебная рукавичка
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри).
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.
Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
№3
Металл
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.
№4
Действие магнита на предмет
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.
Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.
Январь
№1
Как снег становиться водой.
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.
Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
Умеют делать выводы и заключения.
№2
«Льдинка и снежинка»
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.
Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.
№3
Вода, лед, снег.
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Продолжать рассказывать о свойствах воды.
Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега, воды.
Февраль
№1
Волшебная кисточка
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.
№2
С водой и без воды
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.
№3
Путешествие в мир стеклянных вещей
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.
Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.
Умеют называть свойства стеклянных предметов, строят предложения грамматически правильно.
№4
Как достают скрепку из воды.
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.
Март
№1
Почему растаяла Снегурочка
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.
Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.
Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.
№2
Освобождение бусинок из ледяного плена .
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми
Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.
№3
Теплая капелька
Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными
№4
Стекло ,его качества и свойства
Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)
Познание: знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.
Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла
Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.
Апрель
№1
Чудеса растений
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.
Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.
№2
Нужен ли корешкам воздух
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.
Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.
Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.
Называют комнатные растения.
№3
Почва( песок, глина камни)
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы
Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.
№4
«Солнечные зайчики»
Формировать представления о свойствах солнечных лучей
Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.
Май
№1
Зачем растения вертятся
Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.
Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.
№2
«Растениям – теплую водичку»
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Умеют ухаживать за растениями на грядке.
№3
Передача солнечного зайчика
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.
Познание: называть свойства солнечных лучей.
Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.
№4
В мире пластмассы
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.
Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.
Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.
3. Меншикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.