Приобщение детей к русскому народному творчеству - обобщение педагогического опыта музыкального руководителя детского сада
Submitted by Елена Владимировна Андреева on Tue, 31/01/2017 - 16:21
Цель работы:
Познакомить детей с бытом и традициями русского народа через фольклорные праздники.
Обучающие задачи:
- Формировать азы народной музыкальной культуры.
- Знакомить с народными песнями, танцами, хороводами.
- Знакомить с устным народным творчеством (считалками, поговорками, прибаутками).
Развивающие задачи:
- Развивать фантазию и эстетический вкус.
- Развивать творческие музыкальные способности через приобщение к народному творчеству.
- Развивать и совершенствовать навыки игры в оркестре на народных шумовых инструментах.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны и ее народным традициям.
- Прививать любовь к народным песням, танцам и хороводам.
Актуальность темы:
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество дает возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, формирует у детей знание основ подлинно национальной культуры.
Детство – это не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. Психологические достижения дошкольного периода развития не теряют своего значения с повзрослением ребенка. От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он рос, кто и как вел его к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям, его характер и, в конечном счете, его судьба.
Все это определяет большое значение фольклора и делает его одним из перспективных направлений дошкольной педагогики.
Планируемые результаты:
- Проявление интереса у детей к народному творчеству.
- Проявление эмоционального отклика, эстетическое восприятие народных песен, игр и хороводов.
- Ожидается, что у детей будут сформированы следующие навыки:
умение слушать и воспринимать народную песню, владение в соответствии с возрастом основными танцевальными движениями,
умение сочетать движение в хороводе с песней, владение приемами игры на музыкальных инструментах, умение взаимодействовать друг с другом во время народных игр.
Этапы самообразования:
Изучение методической литературы, подбор материала для праздничных фольклорных мероприятий:
Князева О.Л., Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
(Парциальная программа)
Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2015.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В.
Народные праздники в детском саду: Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей
Тематические праздники и развлечения: комплексно-тематическое планирование, сценарии по программе «От рождения до школы». Волгоград: Учитель, 2013.
Кудрявцева А.А., Иванова А.А.
У наших ворот всегда хоровод: Сценарии детских праздников с использованием фольклора. Санкт-Петербург, 1994.
Каплунова И., Новоскольцева И.
Как у наших ворот: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство «Композитор Санкт-Петербург», 2003.
Петров В.Н., Гришина Г. Н., Короткова Л.Д.
Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Петров В.Н., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д.
Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Булатов М.
Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки
М., Школьная библиотека 1988.
Формирование опыта:
- Подбор и изучение музыкального фольклорного материала (народные песни, хороводы, танцы, игры).
- Накопление материала по устному народному творчеству (прибаутки, колядки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки).
- Использование ИКТ в подборе музыкального материала для народных праздников и создание медиатеки.
- Изготовление картотеки народных игр в помощь воспитателям для организованной совместной игровой деятельности.
- Разработка сценариев народных праздников.
- Изготовление и приобретение атрибутов к народным праздникам (старинные предметы домашней утвари, музыкальные инструменты и пр.).
- Оформление «Русская изба» (стилизация)
- Приобретение баннера «Русская изба»
- Привлечение воспитателей и родителей к пошиву и изготовлению костюмов к праздничным мероприятиям.
Внедрение в практику:
- Проведение праздничных мероприятий по народному календарю в течение 2014-2015, 2015-2016 учебного года во всех возрастных группах.
- Обобщение опыта работы на КМО: открытый показ праздничного мероприятия для педагогов на тему «ПРАЗДНИКИ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ» с детьми старше-подготовительной группы в 2016г.