Программа занятий родительского клуба «Мы и наши дети!»
Дерюгина М.В.,
педагог-психолог МБОУ «Средняя школа № 7»
Петропавловск-Камчатского городского окурга
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных детско-родительских отношений.
Актуальность программы
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, установить своеобразный баланс между ее членами. Отцы и матери часто поступают неправильно из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Школьному психологу часто приходится сталкиваться с тем, что многие трудности обучающихся и в школе и в детско–родительском взаимодействии возникают из–за того, что дети первостепенно не ощущают родительской любви в достаточном именно для них объеме, не чувствуют себя значимыми и необходимыми в семье. Мы говорим не о асоциальных семьях, это, как правило, касается каждой второй семьи. Родители заботятся о детях, любят их, стараются дать им лучшее, но дети не всегда чувствуют это. Вероятно, это связанно с тем, что родители используют неэффективные способы выражения своего отношения к детям.
Работа психолога и социального педагога в начальной школе предполагает интенсивное взаимодействие с родителями, от работы с родителями в большей степени зависит адаптация детей, их поведение, положительная динамика или профилактика трудностей. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам эффективного общения с детьми. Родители с самого детского сада привыкают к тому, что родительские собрания посвящены, как правило, трудностям, где ругают и хвалят учеников. В школе с каждым последующим годом обучения, процент посещаемости родителями родительских собраний уменьшается. Поэтому специалисты социально–психологической службы в рамках инновационного проекта школы «Школа – центр безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка» в 2015–2016 учебном году организовали родительский клуб «Мы и наши дети» для родителей 1-х классов МБОУ «Средняя школа № 7».
Клуб позволяет реализовать нетрадиционные собрания родителей, на которых родители могут приобрести навыки эффективного родительско– детского общения и взаимодействия, что является основой профилактики асоциального поведения детей. Формат клуба выбран в связи с тем, что данная форма предполагает встречи людей, которых объединяют одни интересы, вопросы и трудности. Сочетание неформального, некритичного, принимающего взаимодействия, естественность общения, возможность задавать вопросы в любое время встречи, атмосфера доверия и принятия является основой создания клуба.
Цели программы: формирование культуры детско-родительских отношений; повышение психолого–педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей в семье.
Задачи:
1. Развивать в родителях осознание собственных родительских позиции и установок;
2. направлять родителей на рефлексию и осознание собственных воспитательных воздействий;
3. ориентировать родителей на понимание психологических особенностей развития своего ребенка, его потребностей и мотивов, а также на его безусловное принятие;
4. создавать условия получения родителями необходимых психолого–педагогических знаний для выстраивания эффективных детско– родительских отношений. Перспективной целью данной программы будет являться профилактика асоциального поведения.
Ожидаемые результаты:
-Развитие эффективного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.
-Повышение актуального статуса учащихся «группы риска».
-Снижение количества конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.
Показатели эффективности работы:
Положительные отзывы родителей участников клуба. Увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни классных коллективов и школы.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходим компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска), колонки, два помещения (актовый зал, и/или большой кабинет).
Скачать программу
|