МОУ Центр диагностики и консультирования «Консилиум»
«Принятие»
Программа психологической поддержки родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида
Автор-составитель: Ткачук А.В.,
педагог-психолог
Гаврилов-Ям, 2014.
Пояснительная записка
Мама, везущая своего ребёнка на инвалидной коляске не поднимает голову, опускает глаза вниз, чтобы не смотреть на прохожих…
Родители, гуляющие с ребёнком с ДЦП краснеют, видя как сидящие на скамейке мама с сыном рассматривают и обсуждают их ребёнка ….
Молодая женщина была доставлена в неврологическое отделение в результате того, что от неё ушёл муж. Не захотел воспитывать двухлетнего сына-инвалида…
Каждый человек сталкивался с подобного рода ситуациями. Тревожность, неуверенность, стыдливость, неловкость, страх – это ещё не полный перечень тех негативных чувств и переживаний, которые испытывают родители, воспитывающие ребенка-инвалида. В таких семьях царит особый климат. Благоприятность его во многом зависит от того, как будут складываться супружеские взаимоотношения в данной семье и от того, от того, смогут ли родители сохранить семью и любить своё чадо несмотря на его особенности и ограниченные возможности здоровья.
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тыс. человек обучаются в 1935 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых; 216 тыс. человек – в специальных (коррекционных) и в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тыс. человек нуждающихся в длительном лечении, - в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек – на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38% детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. В образовательном пространстве образовательных учреждений разных видов и типов находится 658 тыс. детей, имеющих инвалидность.
В большинстве семей, воспитывающих детей-инвалидов, возникают различного рода психологические и эмоциональные проблемы. Это и негативное самовосприятие (только у меня ребёнок, не такой, как у других), неадекватное отношение родителей к ребёнку – относятся к нему как к растению и не стремятся его адаптировать и социализировать и, соответственно, подбор неадекватных форм и методов воспитания.
Чтобы улучшить супружеские и детско-родительские отношения, необходима психологическая помощь и поддержка родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:
1. Формирование психолого-педагогических компетенций у родителей о психологических особенностях ребенка и особенностях семейного воспитания и развития ребёнка-инвалида.
2. Обучение эффективным способам общения с ребенком-инвалидом.
Реализация данных направлений должна осуществляться посредством проведения тренинговых занятий с родителями, имеющими сходные проблемы.
Цель программы:
- оказание психологической поддержки родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида.
Задачи:
- коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка;
- снижению тревожности и страхов у родителей по поводу воспитания ребёнка инвалида;
- минимизация негативного самовосприятия;
- улучшение внутрисемейных взаимоотношений.
Контингент: родители, воспитывающие ребёнка-инвалида.
Количество участников: 8-12 человек
Количество занятий: 10
Частота встреч: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: 1,5-2 часа
Принципы построения программы:
- Принцип гуманизма – т.е. вера в возможности ребёнка, субъектный позитивный подход;
- Принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка;
- Системность – рассмотрение ребёнка как целостного и качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в зависимости от целей работы, позиции и возможностей специалистов.
Этапы реализации программы:
- Диагностический.
Предполагает выявление семейного статуса; запроса на социально-психологическую помощь семье, с ребенком-инвалидом; семейной атмосферы, определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).
- Формирующий (основной)
На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей и формирование компетентностей по вопросам воспитания и развития ребёнка-инвалида.
3.Заключительный.
Предполагает оценку эффективности полученных знаний.
Структура занятия
- Организационный этап.
Ритуал «Приветствие».
- Основная часть.
- Релаксационный этап.
- Заключительная часть. Рефлексия.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня сформированности психологических компетенций у родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка-инвалида;
- формирование у родителей положительного образа своего ребёнка;
- улучшение детско-родительских и супружеских отношений;
- осознание мотивов воспитания ребёнка-инвалида;
- формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка -инвалида и изменения уровня родительских притязаний