Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Принятие"Программа психологической поддержки родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

Submitted by Александра Валентиновна Ткачук on пн, 30/01/2017 - 15:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткачук Александра Валентиновна
Место работы, должность: 

Муниципальное учреждение "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи."

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="font-size:14.0pt">Семья, воспитывающая ребенка-инвалида - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье.&nbsp;</span></p>

МОУ Центр диагностики и консультирования «Консилиум»

 

 

 

 

 

 

 «Принятие»

Программа психологической поддержки родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида

 

 

 

 

                                                        Автор-составитель: Ткачук А.В.,

                                                                                    педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Гаврилов-Ям, 2014.

Пояснительная записка

Мама,  везущая своего ребёнка на инвалидной коляске не поднимает  голову, опускает глаза вниз, чтобы не смотреть на прохожих…

Родители, гуляющие с ребёнком с ДЦП краснеют, видя как сидящие на скамейке мама с сыном рассматривают и обсуждают их ребёнка ….

Молодая женщина была доставлена в неврологическое отделение в результате того, что от неё ушёл муж. Не захотел воспитывать двухлетнего сына-инвалида…

Каждый человек сталкивался с подобного рода ситуациями.  Тревожность, неуверенность, стыдливость, неловкость, страх – это ещё не полный перечень тех негативных чувств и переживаний, которые испытывают родители, воспитывающие ребенка-инвалида. В таких семьях царит особый климат. Благоприятность его во многом зависит от того, как будут складываться супружеские взаимоотношения в данной семье и от того, от того, смогут ли родители сохранить семью и любить своё чадо несмотря на его особенности и ограниченные возможности здоровья.

     В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Из детей с особыми образовательными потребностями  школьного возраста 277,7 тыс. человек обучаются в 1935 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых; 216 тыс. человек – в специальных (коррекционных) и в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тыс. человек нуждающихся в длительном лечении, - в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек – на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38% детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.  В образовательном пространстве образовательных учреждений разных видов и типов находится 658 тыс. детей, имеющих инвалидность. 

В большинстве семей, воспитывающих детей-инвалидов,   возникают различного рода психологические и эмоциональные проблемы. Это и негативное самовосприятие (только у меня ребёнок, не такой, как у других), неадекватное отношение родителей к ребёнку – относятся к нему как к растению и не стремятся его адаптировать и социализировать и, соответственно, подбор неадекватных форм и методов воспитания.

         Чтобы улучшить супружеские и детско-родительские отношения, необходима психологическая помощь и поддержка родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком.  При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Формирование психолого-педагогических компетенций у родителей о психологических особенностях ребенка и особенностях семейного воспитания и развития ребёнка-инвалида.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком-инвалидом.

Реализация данных направлений должна осуществляться посредством проведения тренинговых занятий с родителями, имеющими сходные проблемы.

 

 

Цель программы:

- оказание психологической поддержки родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида.

Задачи:

- коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка;  

- снижению тревожности и страхов у родителей по поводу воспитания ребёнка инвалида;

- минимизация негативного самовосприятия;

- улучшение внутрисемейных взаимоотношений.

 

Контингент: родители, воспитывающие ребёнка-инвалида.

Количество участников: 8-12 человек

Количество занятий: 10

Частота встреч: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 1,5-2 часа

 

Принципы построения программы:

  1. Принцип гуманизма – т.е. вера в возможности ребёнка, субъектный позитивный подход;
  2. Принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка;
  3. Системность – рассмотрение ребёнка как целостного и качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
  4. Принцип единства диагностики и коррекции;
  5. Индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в зависимости от целей работы, позиции и возможностей специалистов.

 

 

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический.

Предполагает выявление семейного статуса; запроса на социально-психологическую помощь семье,  с ребенком-инвалидом; семейной атмосферы, определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

  1. Формирующий (основной)

На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей и формирование компетентностей по вопросам воспитания и развития ребёнка-инвалида.

3.Заключительный.

Предполагает оценку эффективности полученных знаний.
 

Структура занятия

  1. Организационный этап.

Ритуал «Приветствие».

  1. Основная часть.
  2. Релаксационный этап.
  3. Заключительная часть. Рефлексия.

 

 

Предполагаемый результат:

- повышение уровня сформированности психологических компетенций у родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка-инвалида;

- формирование у родителей положительного образа своего ребёнка;

- улучшение детско-родительских и супружеских отношений;

- осознание мотивов воспитания ребёнка-инвалида;

- формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка -инвалида и изменения уровня родительских притязаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№  занятия

Цель

Задачи

Приёмы, формы, методы

1

-выявление особенностей внутрисемейных и детско-родительских взаимоотношений в семье

-знакомство участников;

-установление доверительной атмосферы;

- проведение диагностического обследования.

 

Упражнения: Имя-качество,

«Снежный ком»,

Упражнение «Самопрезентация»

Методы диагностики:

Тест-опросник родительского отношения к детям,

 рисунок «Моя семья»,

тест на определение отношения родителей к ребёнку,

тест на выявление семейных установок,

2.

 

- осознание родителями своей позиции в отношениях с ребёнком-инвалидом

-самораскрытие родителей;

- снижение тревожности

- формирование положительного образа ребёнка-инвалида

Упражнения:

 «Передай тепло руки другому»,

 «Если…, то…»,

«Цветочная поляна»,

релаксация, рефлексия

3.

 

- способствование эмоциональному принятию ребёнка-инвалида

- выявление родительских установок;

- снижение уровня тревожности

Упражнения: «Передай тепло руки другому»,

Упражнения: «Родительские установки»,

«Презентация своего ребенка»,

Релаксация, рефлексия

4.

- способствование эмоциональному принятию ребёнка-инвалида;

- коррекция неадекватных методов воспитания ребенка

- выявление родительских установок;

- снижение уровня тревожности

Упражнения: «Передай тепло руки другому»,

«Два рисунка»,

Упражнение «Ассоциации»

социометрия

релаксация, рефлексия

5.

- коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
 

- снижение уровня тревожности;

- выработка адекватных форм и методов воспитания и развития

Упражнения: «Я рад тебя видеть», «Назови положительные качества личности сидящего рядом», Мозговой штурм «Кнут или пряник», анализ ситуаций, релаксация, рефлексия

6.

- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка

- выявление степени участия отца и матери в воспитании ребёнка

 «Скажи комплимент», Упражнения: «Передай тепло руки другому», «Поменяйтесь местами», «Весы воспитания», методика Эдеймиллера «Социограмма», Упражнение «Семейная фотография»

релаксация, рефлексия

 

7.

выработка эффективных способов взаимодействия с ребёнком

 

Упражнения: «Я рад тебя видеть», «Скажи комплимент»,

Упражнения: «Продолжи фразу», «Зеркало», релаксация, рефлексия

 

8.

улучшение детско-родительских взаимоотношений

развитие эмпатии, самоконтроля в детско-родительских отношениях. 

Упражнения: «Я рад тебя видеть», «Так же как и мой ребёнок…»

Музыкальная релаксация « Мать и дитя», релаксация, рефлексия

 

9.

осознание разницы между предъявлением требования и доведением его логического завершения

- выработка объективных требований к ребёнку

Упражнения: «Я рад тебя видеть», Игра «Охота»

Упражнение  «Учимся требовать и контролировать», релаксация, рефлексия

10.

Итоговое занятие.

- подведение итогов работы

Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн