Глава 1 .Теоретические подходы к проблеме коррекции речи у дошкольников с О.Н.Р. в процессе ознакомления с художественной литературой.
1.1.Коррекция речевых нарушений в современном ми………………………......................................................................................................................................................5
1.2.Художественная литература, как средство коррекции речи дошкольников с О.Н.Р…………………………………………………………………………….....................................6
1.3. Задачи и методы ознакомления детей с художественной литературой……………………………………………………………………………………………....................................8
Глава 2. Разработка и реализация проекта по использованию художественной литературы как средства коррекции речи у дошкольников с О.Н.Р.
2.1. Разработка проекта………………………………………………………………………….......................................................................................................................................9
2.2. Внедрение проекта в работу…………………………………………………………............................................................................................................................................14
Список литературы……………………………………………………………………………......................................................................................................................................18
Введение
Важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. По статистики в настоящее время у большинства новорождённых выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Такие отклонения могут в дальнейшем неблагоприятно отразиться на развитии ребёнка. Овладение правильной, чистой речью в дошкольном возрасте способствует развитию мышления ребёнка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования. В работе по развитию речи детей большое значение имеет формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Совершенствование развивающей речевой среды находит отражение в художественной литературе. Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, включающую в себя целую систему различных жанров. Из этого можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Особенно интересны дошкольникам сказки, в которых действующие лица – сказочные персонажи Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок и художественных произведений. Ребенок слушает любимые сказки многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за сюжетом сказки, каждый раз, заново переживая счастливый конец сказки или рассказа. С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается эмоциональная отзывчивость на произведения, способность слушать текст и активно реагировать на его содержание, выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых произведений , сказок. У ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений. Дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем художественной литературе в коррекции речи дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему проектного задания : «Использование художественной литературы как средство коррекции речи дошкольников с О.Н.Р. Объектом проекта является: процесс коррекции речи в дошкольном возрасте. Предмет проектной деятельности: использование произведений художественной литературы в процессе коррекции речи дошкольников. Цель данной работы - определить значение художественной литературы для коррекции речи дошкольников .В соответствии с целью, объектом, предметом проекта определены следующие задачи:
1.Определить значение художественной литературы для коррекции речи дошкольников.
2.Выявить особенности развития речи детей с 5 до 7 лет.
3.Изучить условия коррекции речи ребенка дошкольного возраста.
Базой исследования явилось МБДОУ № 6, дети старшей группы.
Проектная работа проводилась поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдения, анкетирование, эксперимент. Проектная работа была организована в 5 этапов: Первый этап: обзор литературы по данной проблеме.
Второй этап: подбор методик для выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап: на основе этих методик выявить уровень развития речи детей.
Четвёртый этап: внедрение проекта в работу.
Пятый этап: повторная диагностика уровня развития речи дошкольников.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекции речи у дошкольников с О.Н.Р. в процессе ознакомления с художественной литературой.
1.1.Коррекция речевых нарушений в современном мире.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей. Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Н.С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
1.2.Художественная литература как средство коррекции речи дошкольников с О.Н.Р.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Слушая чтение, рассказ, ребёнок восстанавливает в воображении живой образ, факты, события, он учится видеть невидимые предметы, явления, оценивать их, определять к ним своё отношение, научается сопоставлять факты, анализировать, делать несложные умозаключения и выводы. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-Мороза, Иванушки - дурачка, и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Существует три разновидности сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность видеть всё в ней происходящее, и переживать. Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела. Воспитательнице детского сада необходимо уменье рассказывать детям в такой же мере, как учителю начальной школы - уменье обучать детей грамоте. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит дошкольника с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию речи и её выразительности. С возрастом круг произведений, с которыми взрослый знакомит ребенка, расширяется. В пособиях Нищевой Н.В. «Любимые сказки» работа направлена на формирование у детей связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок. Пересказ оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся владеть родным языком, приобщаются к подлинно художественной речи. Известно, что в процессе овладения пересказом активизируется образное мышление дошкольников, стимулируется их творческое воображение; дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом, совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонетическая, а также интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональные и эстетические переживания. Для решения вышеперечисленных задач педагог использует такие методические приёмы, как беседа, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала. Наряду со сказками важную педагогическую задачу выполняют загадки, где в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки тоже помогают детям знакомиться с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных деталей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают их память, наблюдательность. Художественная литература вызывает у детей положительные эмоции, делает речь детей более выразительной, яркой. Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.
1.3. Задачи и методы ознакомления детей с художественной литературой.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений. Одни из важных задач по использованию художественной литературы в коррекции речи:
- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности;
- воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям;
- воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;
- воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой;
- развивать речь дошкольников, обогащать словарный запас, формируя коммуникативную культуру дошкольника;
- обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание;
Знакомство детей с произведениями художественной литературы включало следующие методы:
-чтение художественной литературы;
-беседы по содержанию литературных произведений;
-беседы о любимых сказках и их героях;
-заучивание стихотворений;
-рассказ детьми произведений по ролям;
-сочинение сказок с детьми;
Работа со сказкой включало в себя 3 основных направления работы:
1. Знакомство со сказкой.
2. Ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной речи.
3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Глава 2. Разработка и реализация проекта по использованию художественной литературы как средства коррекции речи у дошкольников с О.Н.Р.
2.1. Разработка проекта.
Дошкольник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней в образовательной деятельности, беседах в детском саду. Отличительной психологической чертой ребенка является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсивно становится на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять. Книга расширяет кругозор ребенка, развивает речь. Коррекция речи детей возможна через ознакомление с художественной литературой и пересказывание (литературно-художественная и творческая деятельность). Поэтому на начальном этапе, ознакомившись с педагогической литературой, я распланировала названия и цели образовательной области развитие речи по лексическим темам, а также подобрала литературные произведения, необходимые для работы с детьми. Приобрела игры, сделала игровые пособия, разные виды театров. Затем вызвала интерес у родителей предстоящим проектом, показав презентацию «Книга в жизни ребёнка». Провела анкетироание родителей по теме «Мои любимые книги». В начале учебного года провела диагностику по развитию связной речи и разработала характеристику уровней.
Игры и игровые упражнения по развитию связной речи.
Название
Цель
Материал
«Обучающее лото»
1. Развивать связную речь детей.
2. Познакомить с пространственными понятиями.
3. Развивать память, внимание, мышление.
4. Закрепить в речи использование предлогов.
Карточки,
игровое поле
«Ожившие буквы»
1. Познакомить детей с буквами.
2. Закрепить знания о буквах.
3. Расширять словарный запас детей.
Иллюстрации
«Запомни картинки»
1. Учить детей отвечать на поставленный вопрос
полным предложением.
2. Учить детей составлять небольшой рассказ
по картинке.
Карточки
«Расскажи, что
где находится»
1. Учить обозначать расположение предметов
посредством предлогов и наречий.
2. Учить правильно употреблять предлоги в речи.
Карточки
«От слова
к рассказу»
1.Учить детей составлять небольшие предложения
2. Развивать внимание, память.
Иллюстрации
«Чей малыш»
1. Расширять представление детей об
окружающем мире.
2. Учить классифицировать понятия «дикие
животные» и «домашние животные».
3. Закрепить названия детенышей животных.
Карточки
«Профессии»
1. Учить детей обозначать в речи особенности каждой профессии.
2. Развивать логическое мышление.
Карточки
«Путешествие
по календарю»
1. Закреплять названия времен года, названия
месяцев.
2. Учить детей отгадывать загадки.
3. Развивать связную речь детей.
Игровое поле,
пирамидка-елочка, карточки, фишки, кубик
«Времена года»
1. Учить детей самостоятельно рассуждать,
сопоставлять, сравнивать и анализировать.
2. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Карточки
«Чей домик»
1. Развивать у детей наблюдательность, внимание,
аналитические способности.
2. Учить подбирать к животным их жилища.
Карточки
«Ассоциации»
1. Развивать у детей внимание, мышление и
наблюдательность.
Карточки
«Узнай,
чей малыш»
1. Упражнять детей в назывании животных и их
детенышей.
2. Закреплять знания детей о внешнем виде
животного, повадках, среде обитания.
Игровое поле, карточки
«Мир
вокруг нас»
1. Закреплять знания детей об «овощах»,
«фруктах», «транспорте», «одежде», «мебели».
2. Учить детей сопоставлять цветные изображения
с теневыми.
Карточки, картинки
«Мой дом»
1. Учить детей подбирать картинки по смыслу.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
Карточки
«Лето
в деревне»
1. Развивать связную речь детей.
Игровое поле,
карточки
«Растения – животные»
1. Закрепить знания детей о растениях и
животных.
2. Развивать внимание.
3. Учить отвечать на вопросы полным
предложением.
Игровое поле, карточки, фишки
«На лесной тропинке»
1. Познакомить детей с обобщающими понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды».
2. Учить детей отвечать полным предложением на вопросы воспитателя.
3. Развивать связную речь.
Игровое поле, карточки
2.2. Внедрение проекта в работу.
В начале работы над проектом подбирали интересную литературу для чтения детям. Дети с удовольствием слушали литературные произведения, задавали вопросы, делились впечатлениями о прочитанном. Эмоциональная передача текста педагогом способствовала тому, что всё большее число детей принимало участие в слушании произведений. Мастерство педагога в декламации очень значимо, потому что именно через разнообразные интонации у детей формируется представление об особенностях того или иного героя, дети живо представляют себе ситуацию, в которой развертывается то или иное действие, лучше понимают нравственные поступки героев и глубже переживают их. А это всё способствует полноценному восприятию произведения ребёнком, качественному запоминанию, побуждает его к рассуждениям. Для того чтобы подготовить ребёнка к восприятию произведения проводились различные предварительные беседы, в которых обращались к личному опыту каждого слушателя, вызывали в его памяти соответствующие ассоциации. В беседе, которая проводилась во время прогулки, на экскурсии, дети узнавали о фактах, явлениях, событиях положенных в основу сюжета произведения. Например, перед чтением стихотворения И.Сурикова «Зима» воспитатель обращал внимание ребят на белый снег, пушистый, на поле, тёмный лес. Чтение произведения или рассказывание сказки всегда начинается с вводной части, или с вступления к тексту. Была ли это загадка, краткое введение в содержание, присказка - всё это также способствовало формированию детского интереса и желания послушать произведение. Кроме того, с детьми рассматривались иллюстрации, особенно те, которые передавали эмоциональное настроение героев. Одним из методов ознакомления с литературными произведениями была беседа. Опорные вопросы педагога помогали детям понять основные средства выразительности, которыми пользовался автор. В одном случае обращали внимание на характер героев, в другом - на приемах передачи настроения, в третьем – на содержание. Всё это помогало детям запоминать текст произведения. В нашу задачу входило показать детям разнообразие характеров, красоту передачи речевых оттенков, четкость композиционного строя. В процессе бесед со всеми детьми, мы опирались, прежде всего, на активных, впечатлительных и более внимательных детей. Их умение услышать и рассказать о произведении оказывало большое влияние на остальных детей .В последующем в процессе бесед предлагали детям выразить свои впечатления об услышанном словами, напоминали, что дети знают произведение и могут высказывать свои впечатления о поступках, поведении и речи героев. Дети с удовольствием принимали участие в создании словесного портрета героев, о которых слушали произведение, и рассказывали о своих впечатлениях, которые возникали у них в процессе чтения или рассказывания. После проведения таких занятий убеждались, что дети действительно имеют стойкий интерес к художественным произведения. Вначале работы у детей возникали трудности в составлении характеристики к героям, но при поддержке и помощи педагога трудности исчезали или становились меньше. Мы постоянно убеждались в том, что, если работа ведется регулярно, то трудностей становится меньше, деятельность становится интереснее, желание детей играть возрастает. Беседуя о героях художественной литературы, мы задавали детям вопросы: «Каких героев они знают?»; «Какие герои им нравятся, какие нет и почему?». Дети с удовольствием перечисляли героев, которых они знают. Называли тех, кто нравится и кто не нравится, давали им характеристику. Были дети, которые не могли сформулировать свои мысли. Мы рассказывали детям сказки, героями которых были одни и те же персонажи и рассматривали с ними иллюстрации к этим произведениям. В беседах дети с удовольствием называли свои любимые сказки, говорили, какие герои им больше всего нравятся, кого они могут и хотят изобразить голосом и мимикой. В группе была организована выставка « Мои любимые книги». В неё вошли те литературные произведения, которые полюбили дети. Кроме сказок и коротких рассказов мы предлагали к изображению детям и поэтические произведения, которые предварительно разучивали с детьми. Для начала мы прочитали с детьми несколько стихотворений, выбрали несколько наиболее понравившихся. При заучивании, некоторые дети, забыв настоящие слова, заканчивали строки собственным сочинением, но, к сожалению, несколько ребят были малоактивны. Для лучшего запоминания мы дополняли процесс заучивания иллюстрациями к стихотворениям, мнемотаблицами, подкрепляли художественными произведениями, помогали детям лучше представить образ, описываемый в данном стихотворении. Через некоторое время дети уже без трудностей рассказывали стихотворения, с удовольствием разучивали новые и изображали героев. Особенно детям нравилось изображать героев из поэтических сказок К.И. Чуковского. В своей работе с детьми вместе сочиняли сказки. У многих это вызвало большие затруднения. Лишь единицы попытались что-то придумать, тогда мы решили облегчить им эту задачу. Мы давали начало сказки, а затем задавали наводящие вопросы. С их помощью мы вместе с детьми придумывали сказку, но это было очень сложно, так как активными было всего три ребенка, а остальных нужно было постоянно заинтересовывать и задавать по несколько наводящих вопросов, чтобы натолкнуть их на возможное продолжение и заключение сказки. Такая реакция детей оправдана тем, что ранее с ними практически не велась подобная работа, но уже после нескольких занятий интерес к этому виду деятельности возрос, и дети уже без помощи сочиняли коллективные небольшие сказки. Мотивация такой работы с нашей стороны заключалась в том, что дети, сочиняющие коротенькие сказки об одном герое, могут передавать его образ более искусно, поскольку они его создали сами. Сочинять сказки и передавать образы своих героев детям стало чрезвычайно интересно, и они с удовольствием учились сочинительству. У одних это получалось лучше, у других несколько хуже, но удовольствие получали все. На следующем этапе мы перешли к рассказыванию сказок детьми по ролям. Мы предлагали рассказать сказку, называли ее и давали детям свободу в определении ролей. Почти все дети с удовольствием согласились участвовать в этом задании. Сказка была выбрана, по желанию детей, и с тем же условием распределены роли. Детям периодически приходилось подсказывать интонации голоса, показывать высоту тона, мимики. Параллельно с обучением детей разыгрыванию сказок и других художественных произведений проводили беседы о средствах выразительности. В процессе первой беседы были дети, которые не могли ничего сказать о средствах выразительности, передачи действий, жестов, мимики и интонации героев. В своей работе мы наблюдали за поведением животных и людей в разных ситуациях. Вся описанная работа представляла собой подготовительный этап к театрализации знакомых разученных детьми произведений. Эта работа проходила по инициативе и под руководством взрослых. Вся образовательная деятельность была построена на сказках. Познание, изобразительная деятельность и т.д. включали в себя элементы сказки. Вхождение в сказку, решение заданий, выполнение упражнений вызывали у детей большой интерес. Отдельные персонажи литературных произведений начали появляться уже в самостоятельных играх детей. Работа с детьми по использованию художественной литературы в коррекции речи проводилась каждый вторник и четверг на занятиях, как беседа, после прогулки, на коррекционных занятиях, а так же могла быть приурочена к определённым праздникам и развлечениям. В нашей работе с детьми помогал музыкальный руководитель. Все выставки, конкурсы рисунков, поделок имели тесную связь со сказкой. Например: конкурс «Огород на окне» проходил совместно с конкурсом
Заключение
Художественная литература развивает речь ребенка, его мышление и воображение. Поэтому в своей работе использовала литературные произведения в коррекции речи детей. Особенности процесса восприятия художественной литературы в процессе развития речи нашли свое отражение в исследованиях таких ученых, как: Л. С. Выготского, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Л. М. Гурович, и многих других.
Исследуя проблемы роли художественной литературы в коррекции речи дошкольника, следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Процесс подготовки педагога к чтению и рассказыванию художественной литературы.
2. Особенности подачи произведений дошкольникам.
3. Время и место чтения.
4. Техника художественного чтения и рассказывания .
Таким образом, можно говорить о том, что использовании в процессе коррекции речи дошкольника разнообразных художественных произведений позволяет пополнить словарный запас, а также сформировать общую коммуникативную культуру дошкольника.
Задачи, поставленные в проекте, были решены:
Изучена педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений для коррекции речи дошкольников.
Художественная литература использовалась для коррекции и развития связной речи детей на занятиях и в повседневной жизни. Описана система занятий с использованием художественной литературы для коррекции речи детей дошкольного возраста. Анализируя полученные результаты следует сделать вывод об эффективности проекта. Во время проведения проекта было видно, что дети старшего дошкольного возраста стали справляться с заданиями на составление короткого рассказа, придумывание сказки, они способны успешно взаимодействовать с другими детьми, педагогом, а также показывать достаточно развитые речевые навыки. Недостатком можно назвать невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на данный недостаток, у детей отмечены положительная динамика. Предполагаем, что дальнейшая работа по использованию художественной литературы, способствующей коррекции речи у дошкольников с О.Н.Р. даст положительные результаты. Разработка и внедрение проекта позволили сделать следующий вывод: целенаправленное и систематическое использование художественной литературы как средства коррекции речи дошкольников с О.Н.Р. способствует наиболее эффективному развитию их связной речи.
Список Литературы
1.Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. Дошкольное воспитание 1983 г. № 6.
2.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.
3.Гурович Л.М.Ребёнок и книга. Москва, 1999г
4.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
5.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 2005г.
6.Ушакова О. С. Развитие связной речи. Москва, 1987г .
7.Фомичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. Москва., 2000г.
8.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
9.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт – Петербург, 2005г.
10. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, 2003г.