Пересказ– это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.
Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
Быть доступным по содержанию .
Быть доступным по объёму.
Написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения,сравнения, прямую речь.
Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
1. Осмысленность (полное понимание текста).
2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения).
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Подготовительная работа:
Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
2. Подготовка детей:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА
1. Вводная часть
Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста.
Приемы: краткая вступительная беседа, показ
картинки, напоминание о наблюдениях, загадка
2. Первичное чтение произведения. Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание
3.Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.