1. Подбор заданий для лингвистического марафона. Задания теории должны быть рассчитаны на уровень кругозора учащихся, их способности. В ходе выполнения заданий каждый ребенок работает в одиночку, демонстрируя свой предельный уровень возможностей.
2. Победители интеллектуального марафона должны быть награждены ценными призами и подарками.
3. Для подведения итогов интеллектуального марафона выбирается жюри, в которое могут войти старшеклассники, педагоги, работающие в классе, родители.
4. Об интеллектуальном марафоне ребята и их родители получают информацию заранее. Его проведение не должно быть для учащихся неожиданным мероприятием.
5. Интеллектуальный марафон - это возможность для ученика проявить себя, показать свою уникальность и неповторимость, поэтому необходимо, чтобы старт марафону был дан торжественно. Эта торжественность заставляет ученика еще раз убедиться в том, что интеллект, данный ему его родными и природой, - великое достояние и благо, которое надо развивать и совершенствовать.
Ход марафона
«Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а о том, чтобы их иметь».
М. Зощенко
Слайд 4
Поздравление учащихся с началом интеллектуального лингвистического марафона и вручение каждому участнику эмблемы праздника.
Вначале расположите эти шесть букв так, чтобы получилось слово, обозначающее:
Развёрнутое изложение на определённую тему.
Размер заработной платы.
Зарытые ценности.
Строй музыкального произведения.
Произведение Данте.
Буква русского алфавита.
Детские ребусы
Тренируем зрительную память Слайд 11
КОНЬ ОСЁЛ ПЕРО ЛОШАДЬ ПТИЦА ДРУГ СТОЛ
· Назовите третье слово.
· Каким по счету было СЁЛО?
· Перечислите все слова, состоящие из четырех букв.
· Назовите синоним и антоним к предпоследнему слову ряда.
· Сколько слов оканчивалось на Ь?
· Был ли среди названных слов герой сказки «Бременские музыканты*?
· Какие слова из упомянутых являются синонимами?
· Сколько слов начиналось с согласной?
· С каким из слов рифмуется слово СИНИЦА? Что между ними общего?
· Какое по счету слово является одновременно шахматной фигурой?
· Сколько существительных среднего рода было упомянуто?
· Какие существительные первого склонения были упомянуты? Назовите их порядковый номер.
III. Тренируем внимание Слайд 12
Блок 1.
Из каждой строчки постарайтесь как можно быстрее выбрать лишь те буквы, которым нет пары, и составьте из них предложение.
В К О К В О К А
С К Д С Х Д О Р
Б З О Б Ш У У З
О Р В Ж Р И Т В
Е Ь Л В Л Е М О
С П А К П А В Е
Блок 2.
Найдите «спрятанные» в предложениях названия хорошо вам известных растений — цветов, деревьев. Например: На банке с вареньем копошился целый рой ОС, И НАм нельзя было полакомиться — ОСИНА.
1.Подул ветер, и утиное перо закружилось в его вихре.
2. Давай быстро завтра сыграем в лото с тобой.
З.Георг и Нина у Васи лекцию читали. Лия была довольна.
2.Не ищи клад у белого камня.
3.Дети забрались в старый чулан. Дышать там было тяжело.
4. — Нас трава не спасет, а тюль панда съела, — Ван Дамм сказал.
5. Ах, какие деревья росли в Алешкином саду той весной!
6. Легкий бриз не вызывал ряби на поверхности озера.
IV. Тренируем логическое мышление Слайд 14
Для того чтобы овладеть навыками логического мышления, позволяющего решать интересные, нестандартные задачи, предлагаю вашему вниманию сначала не очень сложные задания.
В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда.
КИНО (УЗНИК) МУЗЕЙ
АКРЫ (....... ) ШКОЛА
ОСЕНЬ (СЕНО) ОКНО
ШПАГА (…) СТУК
ДИНАМО (МОДА) ДУША
СТРАНА (..... )СВЕТ
РЫБА (БРИЗ) ЗИМА
СРУБ (........)АТОМ
СЛАВА (ВЛАСТЬ) СТЕПЬ
ВЕСЛО (.....) НИЗОК
ЗИМА (АЛМАЗ) ЛАК
НОРА ( ..) ОКО
Тренируем сообразительность Слайд 16
Что же здесь написано?
Перед вами квадрат, поделенный на маленькие квадратики, а в каждом из них – буква. Но буквы эти написаны не как попало, а так, что составляют фразу, заимствованную из книги русских народных пословиц и поговорок. Прочтите эту фразу и вы разгадаете секрет шифровки!