Проект старшей группы детского сада №28 ГМР "Сытой птице - мороз не страшен!"
Submitted by Екатерина Евгеньевна Викторова on Wed, 25/01/2017 - 17:00
«Сытой птице – мороз не страшен!»
Методический паспорт проекта
Структура.
Руководитель проекта –Викторова Екатерина Евгеньевна.
Консультанты проекта – дети, их родители.
Учебный предмет, по которому проводится проект (область) - познавательное развитие, экологическое развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (область) - ознакомление с окружающим миром, экологическое воспитание.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект – старшая логопедическая группа 5-6 лет.
Состав проектной группы - все дети старшей группы "Солнечные лучики"
Тип проекта (по критериям) - ознакомительно - ориентировочный.
Цели проекта:
Педагогические:
Формирование экологической культуры детей и желание помогать и заботиться о птицах.
Практические:
Формирование у детей знаний о зимующих птицах, осознание понимания у детей, для чего людям нужны птицы.
Задачи проекта
-Расширить знания детей о зимующих птицах, о сезонных явлениях природы.
-Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
- Развивать диалогическую и связную речь, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинкам, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
- Создать благоприятные условия для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности при ознакомлении с зимующими птицами.
Вопросы проекта:
Проблемный вопрос: Во время прогулки мы подкармливали птиц на участке подготовительной группы. Ребята спросили: "Почему мы ходим на чужой участок? Мы тоже хотим научиться заботиться о птицах!" Так возник проблемный вопрос: "Зачем нужно кормить птиц?" Подумали с детьми, побеседовали с родителями - оказалось, мы можем решить эту проблему, а заодно и побольше узнать о жизни зимующих птиц.
Учебные вопросы:
Кто такие зимующие птицы?
Где они живут и чем питаются?
Почему одни птицы улетают, а другие остаются?
Мы можем дружить с птицами?
Как заботиться о птицах?
Почему на соседнем участке есть кормушки для птиц, а на нашем нет?
Необходимое оборудование - подбор материалов для реализации проекта: иллюстрации зимующих птиц, сюжетные картинки по теме, презентация, подбор литературы,трафареты, аудиозапись "голоса птиц", краски, альбомные листы, пластилин.
Аннотация - Большенство современных детей редко общается с природой. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Участие в проекте позволит обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им пережить голодную и холодную зиму, поможет развить связную речь детей, их творческие способности, поисковую деятельность.Ребенок научится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, развивать познавательные способности.
Предполагаемые продукты проекта - кормушки и скворечники для птиц,изготовленные детьми, совместно с родителями; презентация проекта, проведение викторины, совместно с родителями: "Мы теперь знаем зимующих птиц!"
График работы над проектом - 2 недели (01.02.17 - 15.02.17).
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах, создание проблемной ситуации, использование в работе методатрех вопросов, выделение проблемных вопросов.
- Постановка цели и задач проекта с детьми и родителями.
- Перспективное планирование проекта.
- Беседы с родителями, консультации по теме "зимующие птицы",изготовление буклетов для родителей.
- Сбор и накопление методических материалов по проблеме.
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, о сезонных явлениях природы.
- Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
- Развивать внимание, мышление, память.
1. Рассматривание альбома с иллюстрациями и сюжетными картинками о зимующих птицах.
2. Просмотр презентации по теме.
3. Наблюдения на прогулке, экскурсия по территории детского сада на соседние участки.
- Уточнить названия птиц, которые летают возле детского сада.
- Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц.
- Учить замечать характерные особенности строения птиц (окраску, оперение, размер, уметь определить по голосу).
- Развивать интерес и наблюдательность, уметь определить птиц по следам.
- Воспитать дружелюбное и заботливое отношение к птицам.
4. Знакомство с правилами подкормки птиц
- Начинать подкармливать нужно сразу с наступлением холодов.
- Корма класть немного!
- Подкармливать птиц нужно регулярно, в одно и тоже время, птицы запомнят и будут всегда прилетать сюда.
- Во время подкорки не сорить!
- Можно кормить: нежаренными и несолеными семечками подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, а также птицы любят овес, просо, нежаренные и несоленые орехи, кусочки свежих или сушеных фруктов и ягод (яблоки, рябуну, калину, боярышник), несоленое свиное сало, крошки черствого белого хлеба.
- Подготавливаем формочки и нарезаем коктейльные трубочки (они нужны для того, чтобы в кормушке была дырочка для веревочки);
- Полученную смесь выкладываем в формочки и ставим трубочки;
- Ждем пока не застынут. Осторожно освобождаем кормушку от формочек, вытаскиваем трубочку, вставляем веревочку. Готово!
7. Решение проблемной ситуации.
Коммуникация
- Закреплять знания детей о зимующих птицах.
- Уметь отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
- Уметь составлять небольшой описательный рассказ о зимующей птице.
1. Беседа
- Что интересного заметили по дороге в детский сад? - (Учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений).
- Если бы не было птиц, то...- (Учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам).
- Как живут наши пернатые друзья? - (Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям).
- Что может произойти, если не подкармливать птиц? - (Формировать у детей ответственное отношение к природе).
- Кто заботиться о птицах? - (Обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их).
- Чем питаются птицы? - (повторить правила подкормки птиц).
2. Сюжетно - ролевые игры.
- "Птичий двор" - (развивать сюжет игры по замыслу, учить детей перевоплащаться в птиц, подражая их повадкам).
- "В гостях у Лесовичка"- (закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность).
3. Дидактические игры.
- "Какая птица?" - (Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме).
- "Посчитай птиц" -(Упражнять в согласовании числительных с существительными).
- "Один - много"- (Упражнять в образовании множественного числа имен существительных).
-"Кто как кричит?" - (Закрепить знания детей о том, как птицы подают голос).
- "Я начну, а ты продолжишь" - (Упражнять в умении описывать птицу).
- "Чей хвост? Чей клюв?" - (Упражнять в умении называть птиц по внешним признакам).
-"Сколько птиц на кормушке?" - (Учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе).
-"Где чьи следы?" - (Развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире).
- "Придумай загадку" - (Упражнять детей в придумывании загадок про птиц, используя элементы описания птиц).
-"Узнай птицу по описанию" - (Закрепить умение узнавать птицу по описанию).
Речевое развитие:
- Развивать активный словарь ребенка, связную и диалогическую речь.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы.
- Учить отгадывать и загадывать загадки.
1. Развитие дыхания, эмоций, чувства речевого ритма, словесное и логическое ударение.
2. Дидактические игры:
- "Назови ласково" - (учить образованию слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами).
- Организация и участие родителей, совместно с детьми, в изготовлении кормушек и скворечников для птиц.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Проведение викторины "Мы теперь знаем зимующих птиц!"
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе - участие в проекте всей группы и их родителей.
Рефлексия
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Они получили возможность ухаживать, наблюдать за пернатыми, чувствовать значимость своего труда. Дети через беседы, познавательные занятия, чтения художественной литературы и наблюдения узнали о различных видах птиц, о характерных особенностях внешнего вида, поведения, научились заботиться о птицах и испытали радость от осознания того, что, делясь едой, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели!
В последний день проектной работы мы провели, совместно с родителями, небольшую итоговую тест - викторину "Мы теперь знаем зимующих птиц!"
Во время викторины, детям понравилось соревноваться между собой, отвечая на вопросы правильно. А мы, воспитатели, как раз и хотели этого добиться: дети знания не только получили, но и научились ими пользоваться. Дети были в восторге!