Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ферзь

Submitted by Светлана Викторовна Дмитриева on Tue, 24/01/2017 - 23:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитриева Светлана
Место работы, должность: 

МАОУ "Лицей №11", учитель

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

         Познакомить с ферзем, ход ферзем и взятие фигур противника.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. Барский «Шахматная школа», издательство «Поляндрия»,, г. Санкт- Петербург, 2016; рабочая тетрадь для младших школьников «Шахматная школа» 

Используемая методическая литература: 

В. Барский «Шахматная школа», издательство «Поляндрия»,, г. Санкт- Петербург, 2016; рабочая тетрадь для младших школьников «Шахматная школа» 

Используемое оборудование: 

Компьютер с проектором, ноутбуки на каждого ученика, интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку, мультимедийная обучающая игра «Динозавры учат шахматам»      

Краткое описание: 
<p><strong>Основные понятия урока</strong>: ферзь, начальное положение, вертикаль, горизонталь, диагональ .</p> <p>Начальное положение ферзя, ход ферзя, взятие фигур противника</p>

Ход занятия

 

Этап занятия

Действия учителя

УУД

1. Мотивационный этап (1-2 мин)

 Позвенел звонок весёлый

 Все готовы? Всё готово?

 Мы сейчас не отдыхаем,

 Мы работать начинаем.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Актуализация знаний  (10 мин)

Стук в дверь, старшеклассник приносит  письмо. Учитель зачитывает письмо

Привет, ребята!

Пишут вам шахматные фигуры,  какие, догадайтесь сами:

 Лишь одноцветные поля

В бою нас  привлекают.

Мы  на чужого короля

 Нацелены по диагонали.

Отгадайте, кто же мы?
Мы — белопольные и чернопольные  …...    Мы давно наблюдаем за вами и сделали вывод, что вы интересуетесь шахматами.  Молодцы!  На большом шахматном  совете мы приготовили для вас  задания и надеемся, что вы  с ними справитесь! Готовы ли вы  преодолеть трудности? Ах, да чуть не забыли, что победителям мы приготовили-  призы!!!Второклассники Лицея №11 на старт!  Желаем вам успехов, будьте дружными.     Ваши шахматные слоны.

- Что ж ребята готовы вы преодолеть трудности?

Личностные УУД: 

привить интерес и любовь к шахматной игре, творческий подход к выполнению заданий; уметь анализировать свои действия и управлять ими.

 

Коммуникативные УУД:  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально в группе и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

 

Регулятивные УУД:

 учить ставить цели, находить пути их достижения; понимать причины успеха и неуспеха своей  деятельности.

 

Познавательные УУД:

 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

       1 задание.    Начертить шахматную доску.                                                                     

- Как  быстро и правильно  начертить шахматную доску в тетради?

- Сколько на шахматной доске горизонталей?

- Вертикалей?

- Давайте вспомним названия горизонтальных и вертикальных линий. И если горизонтальные линии идут от 1 до 8, то вертикальные нам поможет записать наша помощница считалка:

«Артисту Биму Циркуль Дашь

Его Фамилия Же а-Ш»

- Подписать  горизонтальные линии и вертикальные линии на шахматной доске. 

Проверка при помощи демонстрационной шахматной доски

Учитель ставит на доску  букву Ь

2.  Эстафета «Съешь клубничку»       

Работа в парах по учебнику страница 29 (1-5  диаграмма)

Результат эстафеты, учитель выдает букву Р

3. Вопросы из шахматной шкатулки

Согласны ли вы с утверждением

- Король может пойти на любое соседнее поле?  +

-  Может ли  черный король в начале шахматной игры стоять на поле D8? -                 

- Чернопольный слон может побить белопольного ?   -

- Слон сильнее ладьи ?    -

- Пешка может перепрыгивать через другие фигуры?   -

- Ладья стоит на поле А3. Может ли она попасть на поле C5?   -

- У слона из углового поля  больше ходов , чем у ладьи из углового поля ?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Проверка с места по цепочке, учитель выдает букву Е  

 

4. Игра «Перехитри слонов»    

- Зарисовать ход  слона.

- Какие бывают слоны?

- Где мы показывали ход слона, начертите ход ладьи, используя мел другого цвета.

Итог игры, учитель выдает букву З

 

5. Шахматный лабиринт                                                                   

- На каком шахматном поле может находиться черная ладья в начале шахматной игры?   Доска а8  h8                                      

- Ладья на поле а1. Как ей попасть на поле  h2?

- На какие поля может пойти  пешка из начального положения е2?

-  Как слону с1 попасть на поле с5?  

Итог игры, учитель выдает букву Ф

3. Самоопределение к деятельности (1 мин)

Фигуру зовут и он, и она

В битве неравной очень нужна.

Силы, ума у нее не счесть

Этой фигурой будет …....... ферзь

Дети собирают слово из полученных букв и записывают тему занятия.

                        Слайд № 1 презентации

Что бы вы хотели узнать сегодня на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

 учить ставить цели, находить пути их достижения; 

4.Этап открытий новых знаний.

( 10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполним анкету участницы шахматного сражения. 

 1. Форма.

                         Слайд № 2 презентации

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

- Найдите эту фигуру у себя в шахматных комплектах.

- Как она выглядит? 

- Обратимся к википедии:

         Ферзь (визирь, советник) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам.

 

Кроме названия Ферзь /он/,  игроки часто называют Королевой/ она/, те считается, что рядом с королем, должна быть королева. Название «ферзь» появилось  -   от персидского слова ferz,что означает«визИрь» (министр , полководец, главнокомандующий). С  арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане – королевой , а так же в разговорном русском ферзь называется королевой.

Правилами МШФ  установлено название- ФЕРЗЬ,  в записи пишется сокращенно Ф.

   Игра «Раскрась ферзя» /рабочая тетрадь страница 18/

   Игра «Найди двух одинаковых ферзей» /рабочая тетрадь страница 18/

2. Где она родилась?

 Изобретённые в Индии в V—VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.в.

3. Род занятий

 У каждого игрока по 1 ферзю. Главная задача- забота о короле.

4. Место жительства  /наблюдение на шахматной доске/

 - На каких полях стоят ферзи в начальном положении?

         В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8. Ферзи стоят на полях своего цвета: белый — на белом, а черный — на черном. Положение короля и ферзя — единственное, что отличает левую и правую стороны доски, поэтому, обсуждая происходящее в партии, левую часть (для черных — правую!) называют ферзевым флангом, а правую — королевским флангом.

5. Способ передвижения

- Как ходит ферзь?  

                         Слайд № 3 презентации

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ход ферзя мы уже с вами зарисовали на доске.Он сочетает в себе возможности ладьи и слона, то есть может ходить как по вертикалям  и горизонталям, так и по диагоналям. Причем, в отличие от слонов, по диагоналям обоих цветов — стоит ферзю перейти с белого поля на черное или наоборот.

- Почему ферзь, как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура?    (Это самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорее уничтожить и тем самым ослабить соперника)

6. Как бьет,  так и как ходит.

- Бьет фигуру и становится на ее место.

- Почему называют самой  могущественной фигурой на доске?

                       Слайд № 4 презентации

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сосчитайте, сколько полей ферзь контролирует  в центре шахматной доски? В углу?

В центре доски-  27 полей — почти половину всех полей шахматной доски!  Даже в самой невыгодной позиции — в углу — ферзь имеет 21 ход, то есть покрывает 1/3  шахматной доски. 

Ферзь столь силен, что способен атаковать одновременно  три-четыре фигуры. И пусть его называют лишь вторым лицом в чёрно-белом "королевстве", он обладает самым большим запасом возможностей и силы. Именно эта фигура является той самой шеей, которая и вертится, куда хочет.  Потеря ферзя  существенно осложнит игру, но не приведёт к преждевременному финалу.  В конце концов, главная задача ферзя – забота о короле. Тяжёлая фигура. 

7. Во сколько очков оценивается?  Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам. Поменять ферзя- практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи.  Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.

8. Особенности в поведении.   НЕ может перепрыгивать через фигуры.

9. Запись партии.

- Как записать данную партию?

Фc6 : h1

             Слайд № 5 презентации

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

повысить уровень мотивации к занятиям по шахматам;  заинтересованность в приобретении  знаний, уметь анализировать свои действия и управлять ими, воспитывать  шахматную культуру, позитивное отношение к шахматам

 

Коммуникативные УУД:   умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Познавательные УУД:

 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы.

.

Регулятивные УУД:  учить ставить цели, находить пути их достижения; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха и неуспеха своей  деятельности.

5. Первичная проверка понимания.(10 мин)

1. Работа в парах

Используя комплект шахмат, сыграть партию /на шахматной доске изученные фигуры/

 

Личностные УУД: 

привить интерес и любовь к шахматной игре; обдуманный подход к выполнению заданий; уметь анализировать свои действия и управлять ими.

 

Коммуникативные УУД:  умение организовывать    совместную деятельность со сверстниками;  работать   в паре, находить общее решение и разрешать конфликты

 

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

 

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

6. Закрепление (5 мин)

2. Индивидуальная работа на ноутбуках

 по мультимедийной программе «Динозавры учат шахматам»

7.Рефлексия( 1-2 мин)

Самым интересным было ___________

Самым трудным было _____________

 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн