2. Актуализация знаний (10 мин)
|
Стук в дверь, старшеклассник приносит письмо. Учитель зачитывает письмо
Привет, ребята!
Пишут вам шахматные фигуры, какие, догадайтесь сами:
Лишь одноцветные поля
В бою нас привлекают.
Мы на чужого короля
Нацелены по диагонали.
Отгадайте, кто же мы?
Мы — белопольные и чернопольные …... Мы давно наблюдаем за вами и сделали вывод, что вы интересуетесь шахматами. Молодцы! На большом шахматном совете мы приготовили для вас задания и надеемся, что вы с ними справитесь! Готовы ли вы преодолеть трудности? Ах, да чуть не забыли, что победителям мы приготовили- призы!!!Второклассники Лицея №11 на старт! Желаем вам успехов, будьте дружными. Ваши шахматные слоны.
- Что ж ребята готовы вы преодолеть трудности?
|
Личностные УУД:
привить интерес и любовь к шахматной игре, творческий подход к выполнению заданий; уметь анализировать свои действия и управлять ими.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
учить ставить цели, находить пути их достижения; понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
|
4.Этап открытий новых знаний.
( 10 мин)
|
Заполним анкету участницы шахматного сражения.
1. Форма.
Слайд № 2 презентации
- Найдите эту фигуру у себя в шахматных комплектах.
- Как она выглядит?
- Обратимся к википедии:
Ферзь (визирь, советник) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам.
Кроме названия Ферзь /он/, игроки часто называют Королевой/ она/, те считается, что рядом с королем, должна быть королева. Название «ферзь» появилось - от персидского слова ferz,что означает«визИрь» (министр , полководец, главнокомандующий). С арабского слова «ал-фирзан», что значит «учёный», «мудрец». Немцы и французы называли эту фигуру «дамой», англичане – королевой , а так же в разговорном русском ферзь называется королевой.
Правилами МШФ установлено название- ФЕРЗЬ, в записи пишется сокращенно Ф.
Игра «Раскрась ферзя» /рабочая тетрадь страница 18/
Игра «Найди двух одинаковых ферзей» /рабочая тетрадь страница 18/
2. Где она родилась?
Изобретённые в Индии в V—VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.в.
3. Род занятий
У каждого игрока по 1 ферзю. Главная задача- забота о короле.
4. Место жительства /наблюдение на шахматной доске/
- На каких полях стоят ферзи в начальном положении?
В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8. Ферзи стоят на полях своего цвета: белый — на белом, а черный — на черном. Положение короля и ферзя — единственное, что отличает левую и правую стороны доски, поэтому, обсуждая происходящее в партии, левую часть (для черных — правую!) называют ферзевым флангом, а правую — королевским флангом.
5. Способ передвижения
- Как ходит ферзь?
Слайд № 3 презентации
Ход ферзя мы уже с вами зарисовали на доске.Он сочетает в себе возможности ладьи и слона, то есть может ходить как по вертикалям и горизонталям, так и по диагоналям. Причем, в отличие от слонов, по диагоналям обоих цветов — стоит ферзю перейти с белого поля на черное или наоборот.
- Почему ферзь, как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Это самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорее уничтожить и тем самым ослабить соперника)
6. Как бьет, так и как ходит.
- Бьет фигуру и становится на ее место.
- Почему называют самой могущественной фигурой на доске?
Слайд № 4 презентации
- Сосчитайте, сколько полей ферзь контролирует в центре шахматной доски? В углу?
В центре доски- 27 полей — почти половину всех полей шахматной доски! Даже в самой невыгодной позиции — в углу — ферзь имеет 21 ход, то есть покрывает 1/3 шахматной доски.
Ферзь столь силен, что способен атаковать одновременно три-четыре фигуры. И пусть его называют лишь вторым лицом в чёрно-белом "королевстве", он обладает самым большим запасом возможностей и силы. Именно эта фигура является той самой шеей, которая и вертится, куда хочет. Потеря ферзя существенно осложнит игру, но не приведёт к преждевременному финалу. В конце концов, главная задача ферзя – забота о короле. Тяжёлая фигура.
7. Во сколько очков оценивается? Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам. Поменять ферзя- практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.
8. Особенности в поведении. НЕ может перепрыгивать через фигуры.
9. Запись партии.
- Как записать данную партию?
Фc6 : h1
Слайд № 5 презентации
|
Личностные УУД:
повысить уровень мотивации к занятиям по шахматам; заинтересованность в приобретении знаний, уметь анализировать свои действия и управлять ими, воспитывать шахматную культуру, позитивное отношение к шахматам
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы.
.
Регулятивные УУД: учить ставить цели, находить пути их достижения; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
|