№
п/п
|
Дата
|
Количество часов
|
Тема урока
|
Выполнение обязательного минимума
|
Предметные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Личностные результаты
|
|
1
|
|
1
|
Земля и Вселенная
|
Формирование представлений о солнечной системе, планетах Солнечной системы, влияния космоса на Землю и жизнь людей. О форме, размерах и движениях Земли.
|
Приводить доказательства шарообразности Земли.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»
|
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структуриро-вать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, доклады-
вать о результатах исследований, анализировать работу одноклас-сников и свой вклад в общую работу
|
|
2
|
|
1
|
Система географии-ческих координат.
П.р. №1 Определение по карте координат различных географических объектов.
|
Формирование представлений о градусной сети, ее предназначении. О географической широте и долготе
|
Давать определение понятиям: параллель и меридиан географическая широта и географическая долгота
координаты и как их определять, выявлять чем отличается определение математических координат от определения географических координат, определять географические координаты
|
Слуховое восприятие текстов, умение выделять в них главное, оформлять конспект урока в тетради. Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям
|
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
|
|
3
|
|
1
|
Времена года
|
Формирование представлений о суточном вращении Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главных следствиях. О днях равноденствий и солнцестояний. О тропиках и полярных кругах.
|
Объяснять как распределяется солнечный свет и тепло по поверхности Земли, выявлять зависимость формы Земли на распределение солнечного света и тепла. Объяснять влияние положения земной оси на смену времён года.
Называть когда день равен ночи, объяснять везде ли одинаковые времена года.
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы; осознавать целостность природы, применять систему географических знаний в различных жизненных ситуациях.
|
|
4
|
|
1
|
Пояса освещенности
|
Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли
|
Объяснять как связан уровень освещённость поверхности Земли и элементы градусной сетки. Давать определение понятиям: тропики и полярные круги. Объяснять почему тропики и полярные круги имеют определённое градусное значение географической широты.
Называть пояса освещённости
|
Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное
|
Осознание целостности природы Земли;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах;
овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
|
|
5
|
|
1
|
Обобщающее повторение по теме
« Земля во вселенной»
|
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах
|
Понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
|
|
6
|
|
1
|
Географическая карта и ее масштаб.
П.р. Определение направлений и расстояний по карте.
|
Формирование представлений о способах изображения местности, ориентировании на местности, определения направлений, способах определения расстояний на местности, их изображения, масштабе.
|
Давать определение понятиям: масштаб, виды масштаба, переводить один вид масштаба в другой, использовать масштаб при чтении карты
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах
|
|
7
|
|
1
|
Виды условных знаков.
П.р. Чтение тематических карт.
|
Формирование представлений об условных знаках: значки, качественный фон, изолинии и ареалы.
|
Давать определение понятиям: условные знаки. Объяснять какая легенда бывает у карты, какие существуют способы изображения земной поверхности, составлять классификацию
географических карт.
|
Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
|
|
8
|
|
1
|
Ориентирование.
П.р.№2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
|
Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте, способах определения расстояний на местности и их изображении
|
Давать определение понятию азимут, расскажут, где и когда изобрели компас.
С помощью компаса определят азимут
|
Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради
|
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
|
|
9
|
|
1
|
Изображение рельефа на карте
|
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
Давать определение понятиям: рельеф, относительная, абсолютная высота, шкала высот и глубин. Назовут относительно чего измеряют высоты неровностей земной поверхности, объяснят как изображаются неровности земной поверхности на географической карте.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
|
Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;
|
|
10
|
|
1
|
Итоговый урок по теме.
|
|
|
|
|
|
11
|
|
1
|
Строение Земного шара
|
Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора, о способах изучения земных недр.
|
Давать определение понятиям: литосфера, земная кора, ядро, мантия, расскажут о внутреннем строении земли, из чего состоит литосфера, какие науки занимаются изучением недр Земли, где расположена самая глубокая скважина в мире и зачем её пробурили.
Объяснять особенности внутренних слоёв Земли.
Объяснят как изучаются человеком земные недра.
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
|
12
|
|
1
|
Виды горных пород
|
Формирование представлений о горных породах, слагающих земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.
|
Дадут определение понятиям: горные породы, минералы. Объяснят отличие горных пород от минералов.
|
Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах
|
|
13
|
|
1
|
Полезные ископаемые
|
Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения
|
Дадут определение понятиям: полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, определять, где залегают разнообразные полезные ископаемые.
Объяснять что такое разведка полезных ископаемых
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах
|
Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
|
|
14
|
|
1
|
Движения земной коры
|
Формирование представлений о медленных вертикальных и горизонтальных движениях, их роли в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизме, обеспечении безопасности населения
|
Определят, какие бывают виды движения земной коры, оценят к каким последствиям приводит движение земной коры, назовут как называется прибор, регистрирующий колебания земной коры, опишут какие волны распространяются в земной коре, объяснят почему возникают вулканы.
|
Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
|
15
|
|
1
|
Выветривание горных пород.
П.р. Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека.
|
Формирование представлений о внешних силах, изменяющих поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека
|
Определят что такое выветривание, какие бывают виды выветривания.
Выявят причины разрушения горных пород и минералов
|
Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
|
|
16
|
|
1
|
Рельеф суши и дна Мирового океана.
П.р.№3 Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
|
Формирование представлений об основных формах рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельефе дна Мирового океана.
|
Дадут определение понятию рельеф.
Классифицируют формы рельефа.
Определят, чем формы рельефа отличаются друг от друга.
Расскажут о формах рельефа - рекордсменах
|
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
|
|
17
|
|
1
|
Обобщающее повторение по теме «Литосфера»
|
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
объяснят: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.
определят: существенные признаки признаков понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма.
|
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
|
|
18
|
|
1
|
Строение атмосферы
|
Формирование представлений об атмосфере: ее состав, строение и значение
|
объяснят: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; проанализируют вертикальное строение атмосферы, определят: существенные признаки понятия атмосфера
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах,
|
|
19
|
|
1
|
Температура воздуха
|
Формирование представлений о нагревании земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
|
объяснят: изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени. Дадут определение понятию амплитуда. Рассчитают как определить среднее значение температуры.
|
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
|
|
20
|
|
1
|
Атмосферное давление
|
Формирование представлений об атмосферном давлении.
|
объяснят: изменение давления и температуры воздуха с высотой, определят: существенные признаки понятий
|
Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах,
|
|
21
|
|
1
|
Движение воздуха
|
Формирование представлений о причинах образования ветра, бризе.
|
объяснят: причины возникновения ветра в атмосфере; определят: существенные признаки понятия ветер
|
Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
|
|
22
|
|
1
|
Вода в атмосфере
|
Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках
|
Дадут определение понятиям: водяной пар, влажность воздуха.
Объяснят что влияет на изменение агрегатного состояния воды, как называются процессы изменения агрегатного состояния воды.
Определят как связаны между собой температура и содержание водяного пара в атмосфере.
Объяснят чем отличаются разные виды влажности воздуха, как образуются облака.
Расскажут, какие существуют виды осадков.
|
Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради
|
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов
|
|
23
|
|
1
|
Погода.
П.р.№4 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
|
Формирование представлений о погоде, причинах ее изменения, о предсказании погоды.
|
Определят: существенные признаки понятия погода; классифицируют основные показатели погоды; определят связи воздушных масс и погоды.
Расскажут как проводят наблюдения за погодой
|
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
|
|
24
|
|
1
|
Климат
|
Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, зависимости климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря, адаптации человека к климатическим условиям.
|
Дадут определение понятиям: климат, климатообразующий фактор
Определят чем отличается погода от климата.
Какие факторы влияют на формирование климата.
Расскажут, что такое климатическая адаптация
|
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям.
|
|
25
|
|
1
|
Обобщающее повторение по теме «Атмосфера»
|
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
объяснят: закономерностей географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов
причины возникновения природных явлений в атмосфере;
зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Определят: существенные признаки понятий; основные показатели погоды
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации
|
Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах.
|
|
26
|
|
1
|
Единство гидросферы.
П.р.№5 Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
|
Формирование представлений о гидросфере
|
Дадут определение понятию гидросфера.
Определят из каких частей состоит гидросфера.
Сделают вывод о единстве гидросферы.
Выявят значение гидросферы для живых существ на Земле.
Расскажут о мировом круговороте воды в природе
|
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
|
|
27
|
|
1
|
Воды суши: реки и озера.
П.р.№6 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
|
Формирование представлений о внутренних водах
|
Дадут определение понятиям: река, озеро. Сравнят, чем отличается горная река от равнинной, чем, отличается озеро от реки.
Классифицируют типы озёра
|
Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
|
|
28
|
|
1
|
Воды суши: подземные воды и природные льды
|
Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах
|
Дадут определение понятию воды суши. Определят, как образуются подземные воды, какие воды называют артезианскими. Расскажут, как образуются ледники.
Классифицирую виды ледников
|
Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
|
|
29
|
|
1
|
Итоговый урок.
|
|
|
|
|
|
30
|
|
1
|
Царства живой природы
|
Формирование представлений о царствах живой природы
|
Дадут определение существенным признакам понятий: царства живой природы;
Определят сущность экологических проблем;
причины разнообразия растений и животных;
характер взаимного влияния живого и неживого мира.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
|
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
|
|
31
|
|
1
|
Биосфера и охрана природы.
П.р.Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
|
Формирование представлений о биосфере
|
Дадут определение существенным признакам понятия биосфера.
Определят границы распространения живых организмов.
Выявят роль биосферы в жизни планеты.
Задумаются о влиянии человека на биосферу.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации
|
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
|
|
32
|
|
1
|
Почва.
П.р. Изучение строения почвы на местности.
|
Формирование представлений о почве — особом природном образование, возникающим в результате взаимодействия всех природных оболочек.
|
Дадут определение понятия почва, расскажут, как она образуется. Определят, что такое плодородие, какой слой почвы самый плодородный. Выявят, из чего и как образуется гумус. Задумаются, зачем нужна вода в почве.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
|
|
33
|
|
1
|
Природный комплекс.Природные зоны.
П.р.№7 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
|
Формирование представлений о природном комплексе
|
Дадут определение понятиям: природный комплекс, географическая оболочка .
Определят какие компоненты природы входят в состав природного комплекса. Выявят, чем отличаются природные комплексы друг от друга.
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации
|
Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек;
устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
|
|
34
|
|
1
|
Обобщающее повторение по всему курсу.
|
Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами
|
объяснят: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. определят: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли;
|
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации
|
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
|
|