«Конкурс индивидуальных проектов учащихся основной школы как процедура оценивания метапредметных результатов освоения ООП ООО»
Размещено: Алла Григорьевна Ботвиновская - пт, 20/01/2017 - 17:43
«Конкурс индивидуальных проектов учащихся основной школы как процедура оценивания метапредметных результатов освоения ООП ООО»
А.Г.Ботвиновская, директор МОУ гимназии № 87
Наша гимназия уже третий год внедряет ФГОС ООО в пилотном режиме. Опыт показывает, что одним из сложных вопросов введения ФГОС ООО является оценка достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основными критериями оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоя-тельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и вопло-щению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Однако основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального творческого проекта.
В связи с требованием ФГОС ООО к оценке метапредметных результатов в гимназии разработано Положение и третий год проводится Конкурс индивидуальных творческих проектов учащихся.
Цели конкурса:
- Формирование метапредметных универсальных учебных действий путем вовлечения учащихся основной школы в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по различным учебным предметам.
- Оценка уровня сформированности метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Задачи:
- разработать информационно-методическую и нормативно- правовую базу конкурса;
- разработать технологическую схему конкурса;
- создать временные творческие коллективы из числа педагогов гимназии по технологии проектирования: оказанию школьникам организационно-методической поддержки при написании творческих работ и представлению проектов;
- подготовить временные творческие коллективы по технологии экспертирования (оценивания): разработке критериев и инструментов оценивания уровня сформированности метапредметных УУД как результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся; -
- сформировать экспертное сообщество учителей, учеников и их родителей по оценке уровня достижения метапредметных результатов освоения ООП ООО;
- разработать систему мониторинга уровня сформированности метапредметных УУД.
В Конкурсе принимают участие обучающиеся 5-7 классов, подготовившие индивидуальные проекты в соответствии с установленными требованиями.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки.
Конкурс проводится по следующим направлениям:
естественнонаучное в рамках секций: «Математика», «Биология», «География», «Физика»;
гуманитарное в рамках секций: «История», «Кубановедение», «Лингвистика, русский язык», «Лингвистика, иностранный язык», «Литературоведение»;
искусство в рамках секций: «Изобразительное искусство», «Музыка»;
техническое в рамках секции: «Технология прикладного творчества»;
физкультурно-оздоровительное в рамках секции «Физкультура и ОБЖ».
Требования к организации проектной деятельности.
Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена на заседании МО; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
Требования к содержанию и направленности проекта.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Описываются возможные типы работ и формы их представления и состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
Результаты выполненного проекта оцениваются на основе аналитического подхода. При нем по каждому из предложенных критериев были введены количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), достижение повышенного уровня соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо»), а достижение высокого уровня - получению 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Предлагаемый подход к описанию результатов позволяют в целом оценить качество выполненного проекта и способность учащихся производить значимый для себя и других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Эффективность нашего конкурса определяется обязательным участием каждого учащегося 5-7 классов. После заочной оценки индивидуальных проектов экспертной комиссией каждый учащийся участвует в очной презентации своего проекта. Баллы, полученные за два этапа, суммируются и переводятся в итоговую оценку. Оценка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в дневнике и личном деле. По завершению конкурса учащимся вручаются дипломы I, II, III степени или сертификат участника. Лучшие проекты представляются на родительском собрании и рекомендуются к участию в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах проектов на следующий учебный год: муниципальная НПК «Эврика. Юниор» и всероссийская НПК «Первые шаги в науку» Национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России».
Мониторинг уровня сформированности метапредметных УУД учащихся 5-7-х классов на основе защиты индивидуальных проектов.
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
Кл.
Уровень достижения
Кл.
Уровень достижения
Кл.
Уровень достижения
Б
П
В
Б
П
В
Б
П
В
5А
44%
30%
26%
6А
8,5
38
53,5
7А
5Б
15%
37%
48%
6Б
23
44,5
32,5
7Б
5В
48%
37%
15%
6В
9,5
44
46,5
7В
5Г
8%
75%
17%
6Г
40,5
44
15,5
7Г
5Д
46%
54%
0%
6Д
32,5
38
29,5
7Д
5А
12
40
48
6А
5Б
17
46,5
36,5
6Б
5В
23
48
29
6В
5Г
25
35
40
6Г
5Д
23
48,6
28,5
6Д
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Сравнение результатов шестиклассников с их прошлогодними результатами позволяет сделать вывод о том, что % работ с низким уровнем метапредметных результатов значительно снизился, а с высокими поднялся. Следовательно, мы стоим на правильном пути, и будем продолжать работу в этом направлении.
Эффективность конкурса отмечается активным участием коллектива, 75% учителей основной школы заняты руководством научно-исследовательской деятельности учащихся, чем значительно повышают свои педагогические компетенции.
Возможные сложности при подготовке и проведении конкурса и пути их преодоления
Основной сложностью проведения конкурса является массовое участие учащихся (около 300 человек) и учителей (29 педагогов) в подготовке и защите проектов. С одной стороны это большая дополнительная нагрузка на учителей (подготовка от 5 до 15 проектов), что требует много сил и времени и реализуется за счет работы секций научного общества учащихся «ЛоМиВас», и занятий по программе «Юный исследователь» в рамках платного дополнительного образования учащихся. С другой стороны проведение очной защиты учащихся занимает много времени. На защиту одного проекта выделяется 3 минуты, а в секции может быть от 10 до 25 проектов, в среднем 2-2,5 часа. Это требует выделения кабинетов и отвлечения учителей – членов экспертной группы от основного учебного процесса.
В 2012-2013 учебном году в конкурсе принимали участие учащиеся пяти пятых классов, и защита проектов проводилась в мае по классам.
В 2013-2014 учебном году в конкурсе принимали участие учащиеся пяти пятых и пяти шестых классов. Защита проектов проводилась в апреле-мае по предметным секциям по параллелям или разновозрастная (для малых групп).
В 2014-2015учебном году к участию в конкурсе добавляется еще пять седьмых классов, что создает определенные временные трудности и необходимость смещения времени защиты. Планируется защиту проектов учащихся 7 классов (как самых опытных) провести во второй четверти, 6 классов - в третьей, а 5 классов в четвертой четверти.
Предполагается изменить и формы защиты проектов. Опрос учащихся шестых классов, уже дважды принимавших участие в конкурсе проектов, показал, что мнения учащихся разделились. Одни отдают предпочтение защите по классам, т.к. им интересно познакомиться с проектами своих одноклассников; другим понравилась зашита по предметным секциям, т.к. дает возможность познакомиться с проектами учащихся других классов и других руководителей. Мнения наших учащихся обязательно будут учтены при планировании защиты на следующий учебный год.
Считаем возможным самостоятельную подготовку проектов учащимися седьмых классов, и их дальнейшую работу в качестве научных консультантов для учащихся шестых и пятых классов. Думаем, что в качестве обмена опытом, необходимо присутствие на защите семиклассников учеников шестых классов, а на защите шестиклассников - учеников пятых классов. В малочисленных секциях будем продолжать опыт разновозрастных групп. Планируем попробовать защиту научно-исследовательских проектов в форме стендовых докладов, а для защиты творческих проектов - проведение литературно – музыкальных композиций, вернисажей, выставок прикладного творчества, демонстрацию спортивных достижений. Считаем необходимым широко освещать ход конкурса на страницах печатной газеты «Гималаи» и на сайте гимназии.
Эффекты, достигаемые при подготовке и проведении конкурса: возможность оценить: качество выполненного проекта, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе;
возможность осознать, что осваиваются не только предметы, а умения аргументировать, моделировать, работать в группе, исследовать, заниматься проектной деятельностью. Способность к проектированию сформируется только тогда, когда ученики создадут свои собственные проекты различного типа и уровня сложности, обсудят их, увидят и исправят собственные ошибки и представят проект на публичной защите;
возможность повышать педагогические компетенции за счет активного участия коллектива (75% учителей основной школы) в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся;
возможность организовать открытый конструктивный диалог с родителями по вопросам введения новых государственных стандартов, эффективного включения ребенка в работу основной школы, укрепления общности семьи школы посредством участия в совместных с детьми делах и образовательных событиях, развития родительской компетенции;
возможность сформировать экспертное сообщество учителей-учащихся-родителей, умеющее правильно подбирать критерии и инструменты для оценки метапредметных достижений учащихся, договариваться, принимать правильные решения, брать на себя ответственность за результат.