Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Вид проекта: информационно – практически-ориентированный, краткосрочный.
Цель проекта: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, о символах Нового года, воплотить праздник для детей , семьи.
Задачи проекта:
формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях;
способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
оформить «Адвент-календарь»;
создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
погрузиться в предновогодний процесс, а не одну-две поделки в последний момент;
активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества.
Задачи работы с родителями:
ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
обсудить план достижения цели;
подготовить консультативный материал для проведения бесед с детьми;
мотивировать к ресурсному обеспечению проекта;
побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Вопросы: Что за праздник Новый год?
Как люди встречают Новый год?
Актуальность: Всем известно, что самый любимый праздник детей - Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, подарки под елкой, веселый праздник - все это не сравнится даже с Днем Рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в России. Поэтому мы решили узнать, как можно больше об этом, а также украсить группу к Новому году. Не секрет, что малышам сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из наших задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей. Такая совместная деятельность способствует формированию у маленьких детей правильного отношения к истории и традициям своего народа и благоприятствует гармоничным отношениям с родителями.
Оборудование: Подборка иллюстративного материала на тему «Зима. Новый год»;
Календарь ожидания Нового года;
Изобразительные материалы для детского творчества (ватные диски, фломастеры, клей, цветная бумага);
Ёлка, ёлочные украшения;
Ткань для пошива «чудесных мешочков».
Ожидаемый результат:
- у детей сформированы обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в России;
- оформлен «Адвент-календарь»;
-оформлены «Волшебные мешочки» с рукодельными подарками друг для друга;
-педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности;
- предметно пространственная среда в группе способствует к изучению традиций Нового Года;
- у детей и их родителей создано праздничное настроение.
Сроки реализации проекта: 3 недели (с 7 декабря – 28 декабря), краткосрочный.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (ноябрь 4 неделя и 1 неделя декабря):
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
Составление плана реализации основного этапа проекта.
Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Подбор дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Цель: ознакомление детей с праздником Новый год, расширение знаний детей о традициях празднования нового года в разных странах.
Дата
Содержание работы с детьми
Содержание работы с родителями
Создание предметно -развивающей среды
2-3 неделя декабря
(7-18.12)
Тема недели «Зима»
Формы работы
Беседы «Пришла зима»
Занятия «Зима», «Зимующие птицы»
Экспериментирование: «Превращение воды в лед».
«Что быстрее растает снег или лед?».
Чтение художественной литературы: К. Бальмонт «На дворах и домах», А. Яким «Первый снег», И .Суриков «Стали дни короче», «Зима» Г. Скрибицкая «Кто как зимует?», А. Челуров «Трудно птицам зимовать».
Разучивание стихотворения о зиме: А.Усачев "Снежинки".
Отгадывание загадок о зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок.
Прослушивание музыкального произведения отрывков из балета «Щелкунчик» (музыка П.И. Чайковского)
Подвижные игры: «Заморожу», «Кто быстрее соберет снежинки», спортивная игра «Хоккей».
Физкультминутка: «Метель».
Дыхательная гимнастика: «Подуем на снежинку».
Продуктивная деятельность: поделка «Снеговиков» из бросового материала для оформления календаря ожидания, «Елочка» (лепка).
ИКТ: Презентации «Снеговик», «Загадки», «Снежинка под микроскопом».
Оформление информационного уголка для родителей «Зимушка зима» (Нищева Н.В. «Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке.)
Проведение акции «Подари книгу детскому саду» о зиме, о празднике новый год.
Консультации для родителей: «Семейный досуг зимой».
Участие в выставке – конкурсе «Кормушки для птиц».
Внести в группу «Календарь ожиданий Новогоднего праздника».
Выставка репродукций картин, иллюстраций по теме «Зима».
Выставка художественной литературы по теме «Зима».
3-5 неделя декабря
(21-28.12)
Тема недели: «Новый год!»
Формы работы:
Беседа: «Новый год у ворот».
Занятие «Новый Год»
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Елка», С. Козлов «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год», А. Барто «К деткам елочка пришла», Г.Х. Андерсен «Ёлка», Н. Телегина «Сказка о маленькой ёлочке», В. Усачёв «Новогоднее поздравление снеговика», М. Москвина «Как дед Мороз на свет появился», В. Сутеев «Подарок», Е. Благинина «Дед Мороз бумажный».
Разучивание стихотворения С. Вышеславцева «Возле елки», З. Александрова «Ёлочка»
Дидактические игры: «Сделаем бусы на елку», «Найди лишний предмет на елке».
Прослушивание и разучивание песен: З. Петрова «Наша елка велика», Р. Кудашова «В лесу родилась елочка», Разучивание хоровода: Н.Вересокина «Шёл весёлый Дед Мороз».
Просмотр мультфильма про Новый год: «Новый год и снеговик».
Просмотр презентации о традициях празднования Нового Года в России «Новый год - праздник каждый год».
Сюжетно-ролевая игра «Семья: семейный праздник Новый год», «Магазин новогодних игрушек», «Нарядим елочку».
Продуктивная деятельность: «Наша елка» (аппликация из вырезанных ладошек). «Снежинка» (рисование), «Зима в лесу» (аппликация) (коллективная), «Ёлочные игрушки» (аппликация), поделки из бисера.
Интервью детей: «Какой подарок ты хочешь получить на Новый год?».
Проведение утренника «Новогодняя сказка».
Анкетирование родителей: «Праздник новый год в семье».
Информационно-наглядные материалы для родителей: «Что за праздник Новый год?».
Рекомендации: «Новый год для детей. Как устроить праздник?», «Что подарить ребенку на Новый год».
Консультация "Какие поделки можно сделать на Новый Год вместе с детьми" (поделки из бисера)
Конкурс поделок «Подарок для друга».
Консультации для родителей: «Как написать письмо Деду Морозу вместе с ребенком», «Весёлые идеи для празднования Нового Года всей семьёй», «Ребёнок просит у Деда Мороза «невозможный подарок».
Оформление «мешочка желаний» (информация для родителей о желаниях ребенка на праздник Новый год).
Список новогодних книг, которые читаем детям дома (книжный обзор).
Приглашение родителей к участию в новогоднем утреннике.
Выставка художественной литературы по теме «Новый год».
Подготовка к украшению группы на Новый год (сбор елочных игрушек, новогодних украшений).
.
«Письмо Деду Морозу» (с родителями) (сочинение текста письма и выбор открыток, рисунков для Деда Мороза).
Украшение группы результатами поделок детей и украшение новогодней елки.
Выставка художественной литературы по теме.
Внести в музыкальный уголок тексты песен на тему «Новый год».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
ДЕТИ: участвуют в продуктивной деятельности: изготавливают снеговиков, рисунки, ёлочные игрушки.
ПЕДАГОГИ: подготавливают методический материал, материал для поделок, консультативный материал.
РОДИТЕЛИ: выполняют домашние задания совместно с детьми, готовят новогодние подарки, костюмы.
Заключительный этап:
Оформление Адвент-календаря.
Показ презентации «Новый год - праздник каждый год».
Проведение утренника «Новогодняя сказка».
«Подарок другу»
Оценка содержания: При подготовке проекта, выяснилось, что многие родители не имеют элементарных понятий, как готовятся к празднованию Нового года в детском саду и не желают заниматься с детьми подготовкой (всё сводится к обычному подарку – игрушке из магазина в последний момент и обычным застольем), что проведение праздника для ребёнка – обязанность детского сада. В ходе реализации проекта у детей сформировался навык поисковой деятельности (какой подарок подарить другу? Из чего его можно сделать? Чем можно украсить ёлку?). При оформлении календаря ожидания, дети радовались приближению праздника, ежедневно считали дни до праздника, рассказывали, как готовятся дома к празднованию Нового года. Проводились беседы, на которых дети активно рассказывали, что нового узнали от родителей о празднике, о подготовке подарков друг другу, делились секретами с воспитателем. Интересно проходила интеграция: порядковый счёт и обратно, геометрические формы и ориентировка в пространстве, заучивание стихотворение в игровой форме. Были сделаны поделки из бросового материала и бисера, из солёного теста и ткани. Дети имеют представление, что источником информации может служить не только взрослый, но и книги, фильмы, интернет-ресурсы. «Оказывается, это так интересно – ждать Новый Год!» (из реплик детей и родителей).
Перспективы: 1. Продолжать работу по ознакомлению родителей с планируемыми проектами.
2. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, в детском саду.
3. Разработать план работы с наименее активными родителями.