Музыкальновалеологическое занятие "Осенние мотивы" (в разработке)
Submitted by Елена Владимировна Андреева on чт, 19/01/2017 - 17:21
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать фантазию и эстетический вкус.
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах
музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Познавательное развитие:
- Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
- Учить распределять дыхание во время пения.
- Формировать азы музыкальной культуры.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру.
- Развивать у детей чувство товарищества и уважения друг к другу.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны и ее народным традициям.
Речевое развитие:
- Развивать артикуляционный аппарат детей, используя чистоговорку.
Физическое развитие:
- Повышать адаптивные возможности детского организма, используя упражнения на дыхание, артикуляцию, музыкально-ритмические зарисовки.
- Создать на занятии благоприятную атмосферу, обеспечивающую эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей:
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Предварительная работа:
- разучивание песни «Антошка» В. Шаинского
- разучивание р.н. песни «Земелюшка-чернозем»
- предварительное разучивание основных движений танца «Листик, листик»
- закрепление навыков игры на деревянных ложках, бубнах и трещотках индивидуально и в оркестре
- обучение основам певческого дыхания и ясного произношения песенных текстов
- разучивание р.н. игры «Со вьюном я хожу»
- украшение зала осенними атрибутами совместно с воспитателями.
Структура занятия (общая продолжительность – 25 минут):
Спокойный вход, активная музыкотерапия с музыкально-ритмической импровизацией. (3 минуты)
Разучивание танцевально-ритмической композиции «Листик, листик»: закрепление основных танцевальных движений, освоение перестроений в танце. (6 минут)
Дыхательная гимнастика (1 минута)
Артикуляционная гимнастика. (1 минута)
Валеологические распевки, вокальное творчество. (2 минуты)
Закрепление вокальных навыков: песня-инсценировка «Антошка» В. Шаинского (3 минуты)
Пение с движением и аккомпанирование на музыкальных инструментах: р.н. песня «Земелюшка-чернозем» (4 минут)
Русская народная игра «Со вьюном я хожу» с элементами танцевального творчества. (6 минут)
Спокойный выход из зала «змейкой». (1 минута)
Методические приемы:
- метод показа, примера
- создание дружелюбной эмоциональной атмосферы
- поощрение детей
- быстрота смены деятельности
- игровая форма подачи материала
- пояснения
- беседа
Ход занятия:
Дети, взявшись за руки, заходят в зал «змейкой» под спокойную русскую народнуюмелодию.
Диск №1 «Как у наших у ворот»
«Змейка» идет по залу в разных направлениях, перестраивается в круг и останавливается с окончанием музыки.
М.Р. – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встречаем красавицу осень. Посмотрите, как нарядно в нашем зале, как в осеннем лесу! Какие осенние приметы вы здесь нашли?
Д. – (Капельки дождя, тучи, зонтики, чтобы спрятаться от непогоды, сама красавица осень в нарядном платье, караван птиц, улетающих на юг, разноцветные листья).
М.Р. – Какие вы наблюдательные, все рассмотрели, ничего не упустили… Ребята, художник может передать красоту осенней природы красками, писатель и поэт – словами, композитор – музыкой, а танцор – движениями.
Возьмем в руки разноцветные листья и потанцуем, а движения будем придумывать, сочинять на ходу. Только нужно быть внимательными и чуткими, ведь настроение музыки, под которую вы будете двигаться, может меняться, а значит и ваши движения должны меняться вместе с ним.
Дети берут по два листочка, которые заранее разложены на скамейке и свободно распределяются по всему залу.
Активная музыкотерапия Диск №2 А. Вивальди «Осень»:
Дети начинают импровизировано двигаться с началом музыки: ходят пружинящим шагом, держа листья перед собой, бегут легко на носочках, взмахивая руками, как птицы, кружатся; активно, порывисто двигаются на быструю, драматическую часть музыки и успокаиваются, приседают с окончанием музыки.
М.Р. – Молодцы, ребята, у вас получился настоящий осенний листопад!
Отмечаю особо отличившихся детей.
Ребята, я поняла язык вашего танца, а как словами можно рассказать о музыке, под которую вы танцевали? Какая она?
Д. – (Сначала спокойная, грустная, печальная, затем порывистая, резкая, тревожная, затем опять спокойная, плавная.)
М.Р. – Осенью бывают и солнечные, теплые деньки, как напоминание об ушедшем лете.
Давайте и мы не будем грустить - спляшем с листочками веселый танец.
Танцевально-ритмическая композиция «Листик, листик» Диск «Ку-Ко-Ша №1»:
А)Дети повторяют основные движения танца без музыкального сопровождения по моему показу. Обращаю внимание на слаженность исполнения, четкость, ритмичность движений.
Б)Разучиваем перестроение из положения «в кругу», в положение «врассыпную». Стараемся выполнить перестроение быстро, но без суеты.
В)Дети исполняют танцевальную композицию целиком под музыку самостоятельно. По окончании танца отмечаю тех детей, кто справился лучше всех. (Детей, которые не справляются с танцевальными движениями, приглашаю в другие дни на индивидуальные или подгрупповые занятия.) Затем дети складывают листья в корзинку и рассаживаются на стулья рядом с фортепиано.
Упражнение на развитие дыхания «Подуй на листочек» (авторская разработка):
М.Р. - Посмотрите, мне на ладонь упал листочек-невидимка! Сейчас я на него подую, и он улетит ввысь. (Делаю глубокий вдох и медленный выдох.)
А где ваши листочки? Покажите! Давайте вместе бережно подуем на листочки, пусть они кружатся…(Дети вместе с педагогом выполняют глубокий вдох и медленный выдох, как бы сдувая листочки.)
А теперь у меня много маленьких листочков, сейчас я их тоже сдую с ладошки… (Все вместе делают глубокий вдох и много коротких выдохов.)
Артикуляционная гимнастика: чистоговорка «Шипящие звуки» М. Картушина
М.Р. – В осеннем лесу под елкой спрятался ежик. Слышите?
Я проговариваю текст, сопровождая его артикуляционными жестами - дети повторяют за мной. (Один раз говорим громко, второй раз – тихо, притаившись.)
Шу-шу-шу, ша-ша-ша –
Мама моет малыша.
Жу-жу-жу, жа-жа-жа –
Мы увидели ежа.
Валеологические распевки с элементами творчества по М. Картушиной:
М.Р. – А теперь я превращаю наш стишок в песенку. Вот послушайте, как можно спеть…
Предлагаю детям вариант мелодии с использованием движения по ступеням мажора вверх и вниз, обращая внимание на то, что перед тем, как извлечь звук, необходимо сделать спокойный и глубокий вдох и петь на выдохе так, чтобы дыхания хватило на целое предложение. Дети повторяют предложенный вариант.
М.Р. – Можно спеть эту песенку по-другому.
Предлагаю детям спеть другой вариант, с использованием скачков на интервал терция и квинта. Дети повторяют предложенный вариант.
М.Р. – Ребята, кто хочет придумать свою песенку? Кто самый смелый?
Дети по очереди напевают варианты своих мелодий (по желанию), стараясь правильно распределять певческое дыхание.
Закрепление певческих навыков: песня-инсценировка «Антошка» В. Шаинский
М.Р. – Ребята, вы помните, что осень время сбора урожая? Вот и нам с вами пора убирать в поле картошку. Давайте позовем на помощь Антошку. Кто сегодня хочет быть солистом?
Я предлагаю всем детям петь стоя, а ребенок, который пожелал быть солистом, надевает картуз и садится на стул лицом к детям.
Перед тем как петь, мы вспоминаем, что песня веселая, озорная и петь ее нужно весело и легко. Во время исполнения я слежу за тем, чтобы дети одновременно начинали и заканчивали пение.
Песню исполняем целиком: дети поют куплеты, солист – припевы. На последний припев «Антошка» берет большую ложку и под музыку вприпрыжку оббегает стул. На заключительный аккорд «Антошка» должен успеть поднять ложку вверх.
Пение с движением и аккомпанирование на музыкальных инструментах:
русская народная песня «Земелюшка-чернозем» Диск «Народный»
М.Р. – Ребята, помните, мы говорили с вами о том, что в стародавние времена на Руси очень бережно относились к земле. За что же ее почитали и уважали?
Д. – (На земле выращивают хлеб, овощи и фрукты. На земле растут ягоды и грибы. Земля кормит людей.)
М.Р. – Правильно, ребята. Землю ласково называли кормилицей. Давайте споем русскую народную песню про земелюшку. А что бы нам стало веселее, подыграем на музыкальных инструментах.
Я прошу ребят встать со стульев, подойти к скамейке, на которой заранее разложены музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубны, трещотки) и выбрать инструмент по желанию. Затем предлагаю разделиться на две группы (мальчики и девочки) и встать в две линии напротив друг друга. Я встаю между линиями так, чтобы всем меня было видно.
М.Р. – Мы уже пробовали с вами петь и играть на инструментах, а сегодня будем еще и пританцовывать!
Будем двигаться топающим шагом – сначала девочки идут линией к центру и обратно (показываю), затем мальчики идут линией к центру и обратно (показываю).
Одновременно играем на музыкальных инструментах, чувствуя пульс музыки.
Пробуем петь и двигаться без музыки. Затем исполняем песню целиком под оркестровое музыкальное сопровождение с движением и музицированием. Я все подсказываю по ходу исполнения.
По окончании музыкальные инструменты кладем обратно на скамейку и выстраиваемся в хоровод.
М.Р. – Молодцы, ребята! (Отмечаю отличившихся, позднее приглашаю отстающих на индивидуальное или подгрупповое занятие).
Ну, а когда осенняя страда заканчивается, можно и повеселиться! Давайте поиграем в русскую народную игру. Выбирайте считалкой водящего.
Русская народная хороводная игра «Со вьюном я хожу»
Со вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю куда вьюн положить.
Я не знаю куда вьюн положить.
Положу я вью,
Положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
А со правого,
А со правого,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу.
Дети стоят в кругу, соблюдая «окошечки». Водящий берет «вьюн» и обходит детей «восьмерками». Все поют. На окончание первого куплета водящий останавливается и кланяется тому, перед кем остановился. Затем берет его за руку и на второй куплет они обходят детей вдвоем, на третий куплет – втроем, на четвертый – вчетвером.
По окончании песни четверо детей встают в круг, кладут в центр «вьюн» и свободно пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши. По окончании пляски стараются схватить «вьюн». Кто самый ловкий, тот становится водящим.
Во время игры я слежу за тем, чтобы водящие ходили по кругу плавным шагом, не спеша. Во время свободной пляски необходимо напомнить детям элементы движений русского танца, давая при этом возможность для самовыражения, придумывания своих или разнообразного сочетания знакомых танцевальных движений.
М.Р. – Весело мы с вами встретили красавицу осень: пели, плясали, играли, а теперь пора нам прощаться.
Дети берутся за руки и под спокойную музыку «змейкой» выходят из зала.