Конспект занятия "Разрешение конфликтов"
Барашкова Алла Васильевна,
педагог - психолог МАОУ «СШ № 42»
г. Петропавловск-Камчатский
Цель занятия: формирование у подростков компетентности в области преодоления конфликтных ситуаций.
Образовательные задачи:
1. Знакомство учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и эффективными способами его разрешения.
2. Обучение анализу конфликтной ситуации с использованием соответствующей схемы.
3. Знакомство с алгоритмом, применяемым на начальном этапе развития конфликтной ситуации.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, формирование активной жизненной позиции.
- Воспитание толерантности, уважительного отношения к себе и другим.
- Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества.
Развивающие задачи:
- Развитие критического мышления.
- Развитие саморегуляции.
- Развитие творческих и аналитических способностей.
Формы работы:
- Фронтальная.
- Коллективная (работа в паре, группе).
- Индивидуальная.
Методы работы:
- Беседа.
- Анализ и синтез.
- Дискуссия.
- Работа с буклетом.
- Наглядные методы (компьютерная презентация, фрагмент фильма).
Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран) или компьютер и интерактивная доска; телевизор и видеомагнитофон; песочные часы.
Условия проведения занятия:
1.Подготовленный кабинет (правильно расставлена мебель, проверена готовность техники и т. д.).
2. Участники: психолог, классный руководитель, ученики. В занятии могут принимать участие родители.
3.Длительность: 1 занятие - 1 час 30 минут (2 урока).
Организация начала занятия. Объявление темы.
Введение в тему
Поговорим о конфликтах. Примеры конфликтов (из опыта учеников). Беседа с классом. Что такое конфликт?
1. С кем у подростков может возникнуть конфликт? Беседа с классом (ученики приводят примеры ситуаций).
Области возникновения конфликтов.
Взаимосвязь конфликтов в разных системах взаимодействия. Вопрос ученикам: что необычного в этой схеме? Ответ: области пересекаются. Конфликт в одной системе может повлечь
за собой другой. Например: конфликт в системе взаимодействия «подросток - учитель» может повлечь за собой конфликт в системе «подросток - родитель» и т. д.
Основная часть
- Понятие конфликта. Причины и источники его возникновения. Пример: «Мы делили апельсин...».
- Просмотр фрагмента фильма «Розыгрыш», 1976 г. (начало фильма: с 3-й по 10-ю минуту).
- Обсуждение просмотренного сюжета. В чем причина возникновения конфликта? Учащиеся могут пользоваться буклетом.
- Задание учащимся: Проанализируйте по схеме конфликтную ситуацию, увиденную в фильме (фронтально).
- Индивидуальная работа: ученикам предлагается подумать над вопросом: можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент? (Ответ записывается в буклет.)
- Обсуждение предложенных учениками вариантов (фронтально).
- Обсуждение в парах: что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт? (Ответ записывается в буклет.)
- Обсуждение результатов работы в парах.
- Беседа: ученикам предлагается подумать над тем, каким мог бы быть результат увиденного в фильме конфликта (фронтально).
- Знакомство учащихся со стратегиями выхода из конфликтов, предложенными К. Томасом (фронтально). Работа с сеткой Томаса (см. буклет).
- Выбор способа разрешения конфликта. Обсуждение в группах по 4 человека: какие варианты поведения подходят к рассматриваемой ситуации? Задание группам на слайде презентации.
- Обобщение результатов работы в группах (фронтально).
- Вопрос к классу: какой опыт приобрели участники конфликта? (Фронтально.)
Вывод: какой бы опыт ни приобрели участники конфликта - положительный или отрицательный, в дальнейшем его можно использовать для правильного выстраивания взаимоотношений с другими людьми.
4 правила эффективного поведения в конфликте. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Вопрос к правилу 1 («Остановись. Не торопись реагировать!»): как вы думаете, почему нужно «остановиться» в начале развития конфликтной ситуации?
Как вы понимаете правило 2: «Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию»?
Определите ключевые слова правила 3: «Откажись от установки: победа любой ценой».
Вопрос к правилу 4 («Подумай о последствиях выбора»): почему важно думать о последствиях?
Заключительная часть
Итоги занятия. Рефлексия.
- Что мы узнали на занятии?
- Что показалось наиболее важным? (Ответ записывается в буклет.)
Обобщение занятия (цитаты известных людей).
Проведение анкетирования.
Скачать презентаци к занятию.
Скачать конспект занятия
Скачать памятку
|