Submitted by Людмила Васильевна Шубина on Tue, 17/01/2017 - 18:41
Игра «Путешествие по станциям для учащихся 5-7 классов по русскому языку»
Цели: закрепить понятия об орфоэпии и фонетике, лексикологии и фразеологии, синтаксиса и пунктуации и текстоведении, формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления, учить определять лексическое значение фразеологизмов; прививать интерес к изучению русского языка; развивать умение работать в группах. формировать умение применять на практике полученные знания, развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Описание игры :В игре «Путешествие по станциям» могут принимать участие команды 5-7 классов от 3 до 7 человек. Игру можно провести на уроке, вне урока.
Команда получает маршрутный лист для прохождения каждого этапа игры. На каждой станции находится ученик–помощник (волонтер). Станции: «Фонетическая», «Лексическая», «Словообразовательная», «Синтаксическая», «Текстоведческая». Задания составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся. Результаты каждой команды вносятся в маршрутный лист, а потом все результаты заносятся в сводную таблицу. За каждый ответ выставляется 1 балл. По итогам игры определяется команда-победитель.
А) Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах.
- падат/
-паралэл/
-фскрикиват/
-жужат/
-сп/элыjи
-шочик
Б) Установите количество выделенных звуков в каждой фразе:
а) З – Зина обратилась с просьбой к Лизе;
б) Ш– Не тот хорош, кто пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
2.Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов
Выходить, пахнуть, трусить, сведение?
3. Придумайте слова: 1) из шести слогов; 2) из семи слогов, 3) восьмислоговое и т.д. (за каждое слово 2 балла)
4. 5 класс Орфоэпический практикум
Прочитайте текст, поставьте правильное ударение в выделенных словах.
Розовые банты красивее белых. Я балую своих детей. Мы вам позвоним. Подписан коллективный договор. Мы хотим купить товар оптом на оптовом рынке. Будем работать с каталогом. Когда наконец включат свет? Сосредоточение войск противника. Сливовое варенье. Купила в бутике мягкий пуловер
5. «Зри в корень»
А) Опасный признак. В субботу ребята сажали деревья, чинили изгородь, приводили в порядок двор. Учитель попросил их записать названия этих работ в форме имен существительных. Просматривая записи учащихся, учитель заметил шутя:
- У Валеры в тетради появился опасный признак. Он снизил ему оценку.
Какую орфографическую ошибку имел в виду учитель?
Б) Сколько русских слов можно составить из звуков Л С Т Э так, чтобы каждый звук был использован только один раз
А) Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах.
- падат/
-паралэл/
-фскрикиват/
-жужат/
-сп/элыjи
-шочик
Б) Установите количество выделенных звуков в каждой фразе:
а) З – Зина обратилась с просьбой к Лизе;
б) Ш– Не тот хорош, кто пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
2. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов
Выходить, пахнуть, трусить, сведение?
3. Придумайте слова: 1) из шести слогов; 2) из семи слогов, 3) восьмислоговое и т.д. (за каждое слово 2 балла)
4.6класс Орфоэпический практикум
Прочитайте текст, поставьте правильное ударение в выделенных словах.
На кафедре много профессоров. Кто позавидует их судьбам? Судьбы девушек сложились незавидно. Включить электропривод. Учился в церковно-приходской школе. Создан прецендент. Бронированные автомобили. Ваша опека меня раздражает. Мы тоже включимся в работу. Такой избалованный ребенок. Я живу в престижном квартале. Социальное обеспечение
5. «Зри в корень»
А) Опасный признак. В субботу ребята сажали деревья, чинили изгородь, приводили в порядок двор. Учитель попросил их записать названия этих работ в форме имен существительных. Просматривая записи учащихся, учитель заметил шутя:
- У Валеры в тетради появился опасный признак. Он снизил ему оценку.
Какую орфографическую ошибку имел в виду учитель?
Б) Сколько русских слов можно составить из звуков Л С Т Э так, чтобы каждый звук был использован только один раз
А) Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах.
А) Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах.
- падат/
-паралэл/
-фскрикиват/
-жужат/
-сп/элыjи
-шочик
Б) Установите количество выделенных звуков в каждой фразе:
а) З – Зина обратилась с просьбой к Лизе;
б) Ш– Не тот хорош, кто пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
2.Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов
Выходить, пахнуть, трусить, сведение?
3. Придумайте слова: 1) из шести слогов; 2) из семи слогов, 3) восьмислоговое и т.д. (за каждое слово 2 балла)
4.7 класс Орфоэпический практикум
Прочитайте текст, поставьте правильное ударение в выделенных словах.
Церковная лексика. Тайна исповедания. Какого вы вероисповедания? Крестный ход на Пасху. Иконопись в Третьяковской галереи. Последовать советам духовника. Догмат веры. Алексий Второй – Патриарх Московской и всея Руси. Крестное знамение. Христианин по убеждению. Послушник – будущий монах. Еретик - богоотступник. «Апокалипсис» - одна из книг Нового Завета.
5. «Зри в корень»
А) Опасный признак. В субботу ребята сажали деревья, чинили изгородь, приводили в порядок двор. Учитель попросил их записать названия этих работ в форме имен существительных. Просматривая записи учащихся, учитель заметил шутя:
- У Валеры в тетради появился опасный признак. Он снизил ему оценку.
Какую орфографическую ошибку имел в виду учитель?
Б) Сколько русских слов можно составить из звуков Л С Т Э так, чтобы каждый звук был использован только один раз.
Задания для учеников
2.Станция «Лексическая» Лексика и фразеология.
«На загадку дай отгадку»
1.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
2.Его вешают приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
3.Он в голове у легкомысленного , несерьезного человека; его советуют поискать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, ко их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.
4.Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится о, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
5.ЕЕ заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом ее расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.
Определить, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
закидывать удочку –
ждать у моря погоды –
сгущать краски –
брать на прицел –
топорная работа –
трещать по всем швам –
Игра в одни ворота –
Под сурдинку -
Подберите к данным фразеологизмам антонимы.
Жить душа в душу –
Пруд пруди –
За тридевять земель –
Засучив рукава –
Превозносить до небес –
Одержать победу -
4.Подберите к фразеологизмам слова-синонимы
1
Галопам по европам
А
без промедлений
2
С места в карьер
Б
наспех
3
Тихой сапой
В
строго общаться с кем-нибудь
4
Держать в ежовых рукавицах
Г
исподтишка, скрытно
5
Тяп-ляп
Д
точь -в –точь
6
Выводить вензеля
Е
небрежно
7
Медный лоб
Ж
не соглашаться, возражать
8
Вставать на дыбы
З
ограниченный
9
Тютелька в тютельку
И
Плясать
«Раз, два, три – говори!» 8 баллов
Сверхметкий стрелок –
Помещение на верхней палубе корабля -
Ежегодный торг для продажи и закупки товаров –
Стадо лошадей, оленей –
Метательный снаряд для охоты на морских животных –
Отступ в начальной строке текста –
Знак, обозначающий число –
Чукотское жилище –
Задания для учеников
3.Станция «Словообразовательная»
Раз, два, три – говори!
Ведущий называет слово, играющий подбирает к нему однокорневое имя прилагательное с исчезающей беглой гласной.
Стрелок, отец, лев, кусок, грибок, ветер, песок, огонь, угол, корень
Моя семья
Выпишите из каждого ряда слов только однокоренные, родственные. Докажите правильность своего выбора.
Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, еде, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?
Произнесите несколько раз скороговорку: Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала. Найдите в ней однокоренные слова.
Можно ли без контекста определить корни в словах: пили, спеть, простой? Как называются такие слова?
Одинаковы ли по звуковому составу корни в словах: дело, делать, делить, деление?
4.Каким частям речи свойственны окончания:
-ый, -ого,-ому, -ый, ым, ом;
-а,-ы,-е,-у,-ой;
-ем,-ете,-ут.
5.«Берись дружно, не будет грузно»
Возьмите производный корень –МЕН- и подберите как можно больше слов (любых частей речи) с различными приставками.
Составьте с ними юмористический мини-рассказ (словосочетания, предложения).
Задания для учеников
4.Станция «Текстоведческая»
5 класс
1.Собери письмо
Восстановите письмо, правильно распределив все его части.
С уважением, ученица 6-го класса Лена К.
Буду с нетерпением ждать вашего ответа.
Помогите, пожалуйста, узнать действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?!
Мне очень хочется стать летчицей. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок в небо не берут.
Дорогая редакция!
Может быть есть специальные аэроклубы, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.
1
2
3
4
5
6
6 -7 класс
1.Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.
1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4.Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.
5.Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал и любил.
7. О этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.Исправь ошибки
1. Мы спрашиваем дорогу у местных аборигенов.
2. Проливной ливень помешал нашему отдыху.
3. Мы с им отправились за водой.
4. Родители были уверены, что ихние дети не пропадут на острове.
5. Кругом никакого движения, только одинокая птица махает над водой своими крыльями
3.«Чья радуга ярче?»
Подберите из сказок, песен, былин, стихов примеры, где встречаются имена существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Время-3 минуты
Объясните различие в значениях слов. Составьте с ними словосочетания.
Соседний – соседский
искусный – искусственный
хозяйский – хозяйственный
игральный – игристый –игровой – игривый
верткий – вертлявый
Мини-викторина
Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело окончания –а, -е, -о?
Назовите несколько одушевленных существительных среднего рода.
В каких баснях Крылова встречаются имена существительные общего рода?
Как определить род существительных врач, плакса, жадина, архитектор, доктор, шофер, староста, лежебока?
Являются ли родовыми антонимами слова
Кувшин – кувшинка
Графиня – графин
Машинист – машинистка
Телятник – телятница
5. Станция «Синтаксическая»
1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, чтобы не были нарушены правила грамматики и была ясна мысль, которую хотел выразить автор.
1. Миша часто сидел в библиотеке перелистывая журналы и делал пометки.
2. Миша часто сидел в библиотеке перелистывал журналы и делал пометки.
3. Марина работала в лаборатории тщательно подбирала реактивы следя за ходом реакции и записывая результаты.
4. Марина работала в лаборатории тщательно подбирая реактивы и следя за ходом реакции записывала результаты.
2.Исправь ошибки.
Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.
1.Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2. Рогатый скот?!
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
4.Охотники и рябчики.
Рябчики говорят : охотники любят спать на деревьях.
5.Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
6.Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу