Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер- класс "Моделирование на уроках литературного слушания в 1 классе" Учитель МБОУ СОШ с. михайловка Калининского района Сар

Нет ответов
Марина Васильевна Орищенко
Фото пользователя Марина Васильевна Орищенко
На сайте с: 13/12/2011
Баллы: 28
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 37 недель назад.

«Я  хочу поделиться опытом работы по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» . Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Проводятся они один раз в неделю в течение всего учебного года. На этих уроках учитель учит детей «искусству слушать» сказку, рассказ, стихотворение. Научить ребенка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать свое «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти.

Уроки литературного слушания являются благодатной почвой для формирования специальных читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения. Для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс уже с первого класса я использую метод моделирования – введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление модели обложки, схематичных планов произведений».

Фрагмент урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"

Учебные задачи:

1) Формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы.

2) Учить сравнивать стихотворения по темпу, настроению и интонационному рисунку (А. Блок "Зайчик"; Е. Трутнева "Когда это бывает?").

3) Обогащать читательский опыт первоклассников.

4) Развивать умение выявлять авторскую позицию (отношение).

 

Учебные умения:

1) Высказывать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы.

2) Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.

3) Правильно называть произведение, определять жанр и тему.

 

Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2013 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши, магнитные доски, разноуровневые карточки.

 

Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?” и модель обложки.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

На урок вас приглашаю,

И удачи пожелаю.

Чтобы новое узнать,

Будем книгу мы читать.

Очень рада видеть вас,

За работу!  В добрый час!

           Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. (Слайд 1с  вопросом “Когда это бывает?”). Перед вами – карточки с заданиями. Все вы делитесь на группы Вот вам магнитные доски и карточки.  Карточки трёх цветов: красные-  сложное  ,синие- средний уровень, оранжевые-   лёгкий уровень. Ответы маркером запишем на магнитной доске.

           Проверка загадок .  (На доске открываются слова (“лето”, “зима”, “весна”,“осень”,“ ).(Слайды 2,3,4,5) оценивание.

-Что объединяет эти слова? Как можно назвать одним словом? (Слайд 6  “Времена года”).

2.Повторение. Ребята, на уроках чтения, литературного слушания мы знакомились со многими стихотворениями разных авторов, которые писали о временах года, описывали красоту родной природы. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру “Вспомни - назови”.

 

“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.
                              (Блок. “Зайчик”)  

 

Я часто думаю о нём.

И он, поди, грустит.

В большую перемену, днём,

Я знаю, прилетит.

                        (Я.Аким. "Мой верный чиж")

 

- Что я вам прочитала? (стихи)

- Кто вспомнит автора и заголовок?

Самопроверка и оценивание на солнышке с лучиками. (Слайд 7)

 

3.Физминутка:  музыкальная

 

4.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”

а) слушание нового произведения (учитель читает );

-Дети, слушайте!

-Попробуем почувствовать настроение автора.

б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):

- Понравилось ли вам то, что вы услышали?

- Что именно вам понравилось?

-Ребята, каким настроением вы прониклись? (загадочным, радостное, тихое, прекрасное).

- Какие слова запомнили?

- Какие вы молодцы! Умеете слушать!

в) моделирование обложки Самостоятельная работа на отдельных листах.

- Дети, подумайте, что вы слушали?  Определите жанр (стихотворение)

-Как определить? (Есть рифма)

-Что такое рифма? (созвучные слова)

- О чём это стихотворение?

Стихотворение, какой геометрической фигурой мы обозначаем? ( http://festival.1september.ru/articles/500313/full.h1.jpg)

На какой части листа располагаем треугольник? (по середине)

 

- А кто написал это стихотворение о природе?

- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

- Кто правильно назовёт, что мы слушали?

г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)

- Сравните свои работы с образцом. Дети работают на листках, а учитель на доске «с ошибками».

Проверка. Учитель:

- Какие ошибки Вы заметили? Исправьте. (это стих-е о природе , а не детях) Слайд 8

 

Самооценивание. Прикрепите лучик к солнышку, если не допустили ошибки в составлении модели .

 

Физкультминутка:  

Утром солнышко проснулось,…

Улыбнулось .Потянулось.

И откинув одеяло,

На зарядку побежало.

 

5. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику стр.74-75) 

- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Евгения Фёдоровна  родилась 4 декабря 1884года в г. Перми. Написала для детей много хороших стихов, поэм, сказок .

Хотите ещё послушать? - работа в парах(читаем по 1строфе по очереди) 

 

 

-Какие слова из стихотворения вы не поняли? (нивы, ситец, кружева)

- Как называется книга, в которой можно узнать значение слова? (словарь)

Слайд 9, 10

6.Работа  тетрадью. (стр.26-27)

1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).

2. Рассматривание иллюстраций в тетради.

(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соединяют рисунок из левого столбика со словами из стихотворения  Е.Трутневой правого столбика

)

-Какое время года изображено на 1,2,3,4 рисунке?

- С какими словами соединим этот рисунок?

- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)

8. Обобщение

Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.

- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!

 

 

 

 

 

 

С уважением Орищенко Марина Васильевна

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн