Мастер- класс "Моделирование на уроках литературного слушания в 1 классе" Учитель МБОУ СОШ с. михайловка Калининского района Сар
Нет ответов
чт, 05/01/2017 - 19:46
Марина Васильевна Орищенко
На сайте с: 13/12/2011
Баллы: 28
«Я хочу поделиться опытом работы по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» . Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Проводятся они один раз в неделю в течение всего учебного года. На этих уроках учитель учит детей «искусству слушать» сказку, рассказ, стихотворение. Научить ребенка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать свое «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти.
Уроки литературного слушания являются благодатной почвой для формирования специальных читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения. Для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс уже с первого класса я использую метод моделирования – введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление модели обложки, схематичных планов произведений».
Фрагмент урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"
Учебные задачи:
1) Формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы.
2) Учить сравнивать стихотворения по темпу, настроению и интонационному рисунку (А. Блок "Зайчик"; Е. Трутнева "Когда это бывает?").
3) Обогащать читательский опыт первоклассников.
4) Развивать умение выявлять авторскую позицию (отношение).
Учебные умения:
1) Высказывать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы.
2) Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.
3) Правильно называть произведение, определять жанр и тему.
Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2013 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши, магнитные доски, разноуровневые карточки.
Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?” и модель обложки.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Чтобы новое узнать,
Будем книгу мы читать.
Очень рада видеть вас,
За работу! В добрый час!
Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. (Слайд 1с вопросом “Когда это бывает?”). Перед вами – карточки с заданиями. Все вы делитесь на группы Вот вам магнитные доски и карточки. Карточки трёх цветов: красные- сложное ,синие- средний уровень, оранжевые- лёгкий уровень. Ответы маркером запишем на магнитной доске.
Проверка загадок . (На доске открываются слова (“лето”, “зима”, “весна”,“осень”,“ ).(Слайды 2,3,4,5) оценивание.
-Что объединяет эти слова? Как можно назвать одним словом? (Слайд 6 “Времена года”).
2.Повторение. Ребята, на уроках чтения, литературного слушания мы знакомились со многими стихотворениями разных авторов, которые писали о временах года, описывали красоту родной природы. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру “Вспомни - назови”.
Самопроверка и оценивание на солнышке с лучиками. (Слайд 7)
3.Физминутка: музыкальная
4.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”
а) слушание нового произведения (учитель читает );
-Дети, слушайте!
-Попробуем почувствовать настроение автора.
б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):
- Понравилось ли вам то, что вы услышали?
- Что именно вам понравилось?
-Ребята, каким настроением вы прониклись? (загадочным, радостное, тихое, прекрасное).
- Какие слова запомнили?
- Какие вы молодцы! Умеете слушать!
в) моделирование обложки Самостоятельная работа на отдельных листах.
- Дети, подумайте, что вы слушали? Определите жанр (стихотворение)
-Как определить? (Есть рифма)
-Что такое рифма? (созвучные слова)
- О чём это стихотворение?
Стихотворение, какой геометрической фигурой мы обозначаем? ( )
На какой части листа располагаем треугольник? (по середине)
- А кто написал это стихотворение о природе?
- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?
- Кто правильно назовёт, что мы слушали?
г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)
- Сравните свои работы с образцом. Дети работают на листках, а учитель на доске «с ошибками».
Проверка. Учитель:
- Какие ошибки Вы заметили? Исправьте. (это стих-е о природе , а не детях) Слайд 8
Самооценивание. Прикрепите лучик к солнышку, если не допустили ошибки в составлении модели .
Физкультминутка:
Утром солнышко проснулось,…
Улыбнулось .Потянулось.
И откинув одеяло,
На зарядку побежало.
5. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику стр.74-75)
- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Евгения Фёдоровна родилась 4 декабря 1884года в г. Перми. Написала для детей много хороших стихов, поэм, сказок .
Хотите ещё послушать? - работа в парах(читаем по 1строфе по очереди)
-Какие слова из стихотворения вы не поняли? (нивы, ситец, кружева)
- Как называется книга, в которой можно узнать значение слова? (словарь)
Слайд 9, 10
6.Работа тетрадью. (стр.26-27)
1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).
2. Рассматривание иллюстраций в тетради.
(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соединяют рисунок из левого столбика со словами из стихотворения Е.Трутневой правого столбика
)
-Какое время года изображено на 1,2,3,4 рисунке?
- С какими словами соединим этот рисунок?
- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)
8. Обобщение
Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.
- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!
«Я хочу поделиться опытом работы по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» . Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Проводятся они один раз в неделю в течение всего учебного года. На этих уроках учитель учит детей «искусству слушать» сказку, рассказ, стихотворение. Научить ребенка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать свое «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти.
Уроки литературного слушания являются благодатной почвой для формирования специальных читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения. Для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс уже с первого класса я использую метод моделирования – введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление модели обложки, схематичных планов произведений».
Фрагмент урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"
Учебные задачи:
1) Формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы.
2) Учить сравнивать стихотворения по темпу, настроению и интонационному рисунку (А. Блок "Зайчик"; Е. Трутнева "Когда это бывает?").
3) Обогащать читательский опыт первоклассников.
4) Развивать умение выявлять авторскую позицию (отношение).
Учебные умения:
1) Высказывать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы.
2) Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.
3) Правильно называть произведение, определять жанр и тему.
Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2013 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши, магнитные доски, разноуровневые карточки.
Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?” и модель обложки.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Чтобы новое узнать,
Будем книгу мы читать.
Очень рада видеть вас,
За работу! В добрый час!
Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. (Слайд 1с вопросом “Когда это бывает?”). Перед вами – карточки с заданиями. Все вы делитесь на группы Вот вам магнитные доски и карточки. Карточки трёх цветов: красные- сложное ,синие- средний уровень, оранжевые- лёгкий уровень. Ответы маркером запишем на магнитной доске.
Проверка загадок . (На доске открываются слова (“лето”, “зима”, “весна”,“осень”,“ ).(Слайды 2,3,4,5) оценивание.
-Что объединяет эти слова? Как можно назвать одним словом? (Слайд 6 “Времена года”).
2.Повторение. Ребята, на уроках чтения, литературного слушания мы знакомились со многими стихотворениями разных авторов, которые писали о временах года, описывали красоту родной природы. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру “Вспомни - назови”.
“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.
(Блок. “Зайчик”)
Я часто думаю о нём.
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днём,
Я знаю, прилетит.
(Я.Аким. "Мой верный чиж")
- Что я вам прочитала? (стихи)
- Кто вспомнит автора и заголовок?
Самопроверка и оценивание на солнышке с лучиками. (Слайд 7)
3.Физминутка: музыкальная
4.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”
а) слушание нового произведения (учитель читает );
-Дети, слушайте!
-Попробуем почувствовать настроение автора.
б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):
- Понравилось ли вам то, что вы услышали?
- Что именно вам понравилось?
-Ребята, каким настроением вы прониклись? (загадочным, радостное, тихое, прекрасное).
- Какие слова запомнили?
- Какие вы молодцы! Умеете слушать!
в) моделирование обложки Самостоятельная работа на отдельных листах.
- Дети, подумайте, что вы слушали? Определите жанр (стихотворение)
-Как определить? (Есть рифма)
-Что такое рифма? (созвучные слова)
- О чём это стихотворение?
Стихотворение, какой геометрической фигурой мы обозначаем? ( )
На какой части листа располагаем треугольник? (по середине)
- А кто написал это стихотворение о природе?
- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?
- Кто правильно назовёт, что мы слушали?
г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)
- Сравните свои работы с образцом. Дети работают на листках, а учитель на доске «с ошибками».
Проверка. Учитель:
- Какие ошибки Вы заметили? Исправьте. (это стих-е о природе , а не детях) Слайд 8
Самооценивание. Прикрепите лучик к солнышку, если не допустили ошибки в составлении модели .
Физкультминутка:
Утром солнышко проснулось,…
Улыбнулось .Потянулось.
И откинув одеяло,
На зарядку побежало.
5. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику стр.74-75)
- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Евгения Фёдоровна родилась 4 декабря 1884года в г. Перми. Написала для детей много хороших стихов, поэм, сказок .
Хотите ещё послушать? - работа в парах(читаем по 1строфе по очереди)
-Какие слова из стихотворения вы не поняли? (нивы, ситец, кружева)
- Как называется книга, в которой можно узнать значение слова? (словарь)
Слайд 9, 10
6.Работа тетрадью. (стр.26-27)
1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).
2. Рассматривание иллюстраций в тетради.
(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соединяют рисунок из левого столбика со словами из стихотворения Е.Трутневой правого столбика
)
-Какое время года изображено на 1,2,3,4 рисунке?
- С какими словами соединим этот рисунок?
- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)
8. Обобщение
Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.
- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!
С уважением Орищенко Марина Васильевна