Абсолютная свобода
"По-настоящему свободен лишь тот, кто действует
самостоятельно,беря на себя всю ответственность
за последствия своих решений."
Про абсолютную свободу. Тринадцатая Луна
Что же такое абсолютная свобода?
Абсолютная свобода — это очень высокий уровень развития человека. Достигнув состояния абсолютной свободы и став абсолютно свободным, человек в полном смысле этого слова становится творцом. Только в этом состоянии человек способен полностью открыть для себя мир и полностью раскрыть себя миру.
Мы живём в относительно демократическом обществе. Государство гарантирует нам различные права: на жизнь, собственность, свободные выборы и т.д. И мы полностью уверены, что только это и нужно для нашей абсолютной свободы: я сам себе хозяин, лишь бы мне не мешали...
Однако в этом кроется глубокое заблуждение. Те естественные и демократические свободы, которые мы получаем от общества, в сущности, ничтожны перед настоящей, глобальной проблемой свободного существования.
Следующее наше заблуждение заключается в том, что мы представляем ,,абсолютную свободу” как некую анархию. На самом же деле "абсолютная свобода"- это вековая бесконечность. С одной стороны она лежит за пределами нашего понимания, а с другой стороны - это видимый беспредельный образ жизни. Это нечто спонтанное и непостоянное. Не только другие не понимают, почему ты это делаешь, но и ты сам этого не понимаешь, потому что ,,абсолютная свобода” - это не только свобода от режима, общества и людей, но это и свобода от самого себя.
"Абсолютная свобода” - это когда ты сам не знаешь, что ты сделаешь через секунду. Ты не подчиняешься никому, но и сам себе ты не принадлежишь.
Таким образом, получается, что "абсолютная свобода" совершенно бесполезна в разумном непредопределённом мире. Свобода нашла отображение в умах писателей и философов, и выродилось в литературное направление. А назвали его - "абсолибрестика" (лат. Absolutes неограниченный, безусловный, liberty, свобода). Теперь попробуем посмотреть чем же всё-таки характеризуется этот аберрационный стиль.
Во-первых, это совершенная свобода в выборе произведеня.
Во-вторых, это постоянно бесструктурный поток вибрирующей константы. Мысль, рождающаяся у мудрого человека, никогда не может быть прямолинейной и односторонней. И этот человек в итоге мучительно рождает свой многоплановый ответ.
В-третьих, это набор чётко слаженных, общерастекающихся метафор. Превращение элементарного события в божественные закономерности.
В-четвёртых, это использование, так называемых, слов "раздрожителей", которые бы сбивали привычный ход текста, возвращали читателя к жизни, заставляли задумываться над происходящим. Жизнь - это не монотонные красивости, это парадоксальные несоответствия, это то, что приводит нас в ступор, что шокирует и удивляет.
В-пятых, это не бессмысленный набор отрывков человеческого сознания, а строгое понимание той мысли, которую хочешь воспроизвести на бумаге. Внешний хаос, заменятся на сознательную внутреннюю подкладку.
В-шестых, это неудержимый призыв к отрешению от обыденности и стандартномыслению. Это отвлечение от банальных истин и стандартных изощрений. Это нечто больше, чем попытка выделиться, это то, что роднит нас со своей душой. А душа у каждого индивидуальна и неповторима, надо уметь слышать свою душу, ни сердце, ни разум, а свою душу!
Свобода с точки зрения известных личностей:
- Ф. Ницше . Центральным понятием его учения является понятие «жизнь», понимается и как биологическое явление, и как общественное, и как субъективное переживание. Основой любой жизни является «воля к власти», которая для человека выступает определяющим стимулом его деятельности и тем началом, которому подчинен весь ход мирового процесса. Ф. Ницше также первым противопоставил негативной характеристике «свободы от» позитивную характеристику «свободы для».
- Э. Фромм отмечает, что человек одновременно осуществляет в своей жизни и эмпирическое — феноменальное, и сверхчувственное — ноуменальное. В человеке проявляется «стремление к благу»; «братству и любви», «вере и глубокой религиозности. Высшая форма «свободы воли» состоит в нравственной автономии, самозаконодательстве разума.
- А.Шопенгауэр рассматривает волю как иллюзии человеческого рассудка: атрибут свободы приложим не к феноменальному действию, а к ноуменальному бытию (воле как вещи в себе) и практически сводится к верности своему умопостигаемому характеру. А. Шопенгауэр также высоко оценивала волю к власти. Воля — это «абсолютно свободное хотение»
- Л.Н. Толстой. (Л. Н. Толстой "Война и мир" т. IV): То, что не было бы свободно, не могло бы быть и ограничено. Воля человека представляется ему ограниченною именно потому, что он сознает её не иначе, как свободною. Итак, для того чтобы представить себе действие человека, подлежащее одному закону необходимости, без свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества пространственных условий, бесконечного великого периода времени и бесконечного ряда причин.
- Кант. «Человек может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы”. Он не свободен как чувственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момент времени, который необходимо обусловлен тем, что предшествует ему во времени. Следовательно, “в каждый момент времени, в который я действую, я никогда не бываю свободным”.
- Пушкин. Есть свобода внутренняя и творческая, которые являются главными для поэта.Свободу он видел в декабристах, ведь они совершали подвиг не для себя, а для народа, для их свободы, воли. Свобода поэта - одна из тем, присутствующих в творчестве Пушкина: " Иная лучшая потребна мне свобода, ...Зависить от царя, зависить от народа"
- Горький. В своих произведениях Горький выносит беспощадный приговор одному из своих героев, а вместе с ним и всему обществу: "Рождённый ползать- летать не может".
- Гоголь. В творчестве Гоголя выделяется свобода как великая ценность, которую он часто противопоставляет мирским делам и любви. Свобода это нечто недостижимое, то ради чего человек может пожертвовать всем, или же не может.
Свобода по Гегелю.
Пожалуй, наиболее емко сформулировал понятие свободы Г. Гегель, определивший ее как познанную объективную необходимость, как способность принимать соответствующие решения со знанием дела. Такой же позиции придерживается и марксизм.
Согласно Гегелю, право - это мера свободы, и свобода имеет место там, где господствует закон, а не произвол. Под законом Гегель имел в виду такую ступень в развитии идеи права, когда оно благодаря закону получает форму всеобщности, как правовые законы, идущие от людей.
Свобода личности в праве не может интерпретироваться как право выбора в духе принципа «что хочу, то и ворочу».
Личность не свободна в том смысле, что она неизбежно связана действием: законов природы; закономерностей общества, всех его, регулируемых правом, сфер; объективных законов самого права как общесоциального регулятора, его предписаниями и устоями.
Спиноза о человеке и свободе.
Человек - один из конечных модусов, в котором проявляются два атрибута субстанции, и мыслящее, и телесное существо.
Спиноза выдвинул концепцию психофизического параллелизма: связь идей в мышлении та же самая, какова связь вещей в мире.
1) В рамках мировоззренческого монизма это означает, что мышление человека не может противоречить всей связи в природе, потому что человек - часть природы.Продукты человеческой головы - мысли - не могут противоречить природе.
2) Трактовка самого человека. Когда Спиноза пытается осмыслить духовную жизнь человека, он подчеркивает, что в человеке нет таких вещей, как разумение, воля, способность желания. Человек придумывает причины - мысль рождена волей. Нет носителя, ответственного за проявлением этих мыслей.
Свобода, с его точки зрения, имеет место тогда, когда субстанция сама определяет себя к действию. Нет зависимости от других и в существовании, и в действии. Такой свободой обладает только субстанция. Гегель сказал: «свобода есть осознанная необходимость». Рабское понимание свободы.
Спиноза не противопоставляет свободу необходимости, противопоставляя ее принуждению. Человек может действовать в соответствии с необходимостью, познав ее и осознанно. Познание необходимости - очень важное достижение Спинозы и Гоббса.
Выводы.
Таким образом, получается, что всё в мире относительно. Между этой бесконечной относительностью и конгломератом жизненных проявлений находится человек, На которого воздействует множество факторов и причин потому, как он просто не может перестать быть человеком. И ещё одна мысль, которую отметили в ходе работы над данной проблемой- Нет ничего абсолютного. Я не признаю таких слов, как ,,всё”, ,,полностью” и ,,всегда”. Потому что наша жизнь тем и замечательна, что полна различных исключений.
---------------------
...А зачем жить? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Всё равно, в большинстве случаев, это лишь пустая трата времени и сил. А зачем вообще время? К чему ограничивать себя какими-то ничтожными отрезками бытия? ...Чтобы не потеряться? Да ладно, все мы там будем...
|
На: Группа "Философы"
Понятие свободы по Гегелю
Пожалуй, наиболее емко сформулировал понятие свободы Г. Гегель, определивший ее как познанную объективную необходимость, как способность принимать соответствующие решения со знанием дела. Такой же позиции придерживается и марксизм. Гегель утверждал, что исходным пунктом права является «воля, которая свободна, так что свобода составляет его субстанцию и определение, и система права есть царство реализованной свободы» (Гегель. Соч. Т. VII. М., 1934. С. 31).
Согласно Гегелю, право - это мера свободы, и свобода имеет место там, где господствует закон, а не произвол. Под законом Гегель имел в виду такую ступень в развитии идеи права, когда оно благодаря закону получает форму всеобщности и подлинной определенности как выражение воли всего народа, как правовые законы, идущие от людей. Да и некоторые современные правоведы, в частности В. С. Нерсесянц, в праве усматривают объективно обусловленную форму свободы, меру этой свободы, форму бытия свободы, фактическую свободу (Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983. С. 342).
Когда речь идет о свободе личности в праве, под личностью имеется в виду понятие «личность» в узком смысле слова, т.е. подразумевается не любой человек, а уже осознавший себя существом и биологическим, и социальным, т.е. членом общества. Свобода личности в праве не может интерпретироваться как право выбора в духе принципа «что хочу, то и ворочу».
Личность не свободна в том смысле, что она неизбежно связана действием: законов природы; закономерностей общества, всех его, регулируемых правом, сфер; объективных законов самого права как общесоциального регулятора, его предписаниями; устоев неправовых социальных регуляторов (морали, религии, обычаев, традиций и др.).
На: Группа "Философы"
На: Группа "Философы"
Нет списка группы. Тот материал, который добавлен на страницу, надо обработать, сделать более понятным, добавить иллюстритивный материал. Татьяна Александровна