Тема самообразования руководителя музея боевой славы «Память» Семеняченко Н.П.:
Методика патриотического воспитания учащихся
г. Астрахань, 2017-2018 год
Цели патриотического воспитания учащихся:
совершенствование духовно - патриотического развития учащихся,
формирование модели гражданина – патриота у учащихся - чувства долга и ответственности перед своим Отечеством.
Система задач патриотического воспитания учащихся:
развитие патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности; формирование умения ориентироваться в геополитическом пространстве современного мира, понимания роли и миссии России в этом мире и стремления к соучастию в реализации этой миссии; формирование готовности служить Родине на избранном профессиональном поприще (независимо от конкретного рода деятельности); развитие способности быть примером патриота в своём непосредственном окружении.
Основные задачи патриотического воспитания учащихся:
1.Ознакомить учащихся с героическими и трудовыми подвигами земляков и народов России;
2.Ознакомить учащихся с закодательством Российской Федерации;
3.Сформировать готовность встать на защиту Отечества
4.Воспитание чувства национальной гордости за свою Родину.
5. Воспитание патриотизма по материалам краеведения, истории и традиций школы, жизни замечательных людей, в том числе земляков.
6. Воспитание готовности к защите Отечества.
Принципы патриотического воспитания учащихся :
принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей патриотического воспитания (частной формулировкой которого является принцип сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания); принцип мотивирующей осмысленности жизни и учёбы школьника; принцип позитивной наполненности времени учащихся; принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического
План работы.
I четверть.
Изучение спецлитературы по теме самообразования: «Методика патриотического воспитания учащихся».
II четверть.
Изучение с помощью исходных методов сформированности патриотических ценностей учащихся.
Ш четверть.
Преодоление выявленных недочетов в работе по
формированию патриотических ценностей учащихся.
IV четверть.
Отчет на заседании МО дополнительного образования о проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ
Величие дел и подвигов вчерашних теперь виднее нам издалека
Огонь сжигает трусов, а бесстрашных. Переплавляет в бронзу на века.
Б.Шаховский.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств. Закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Слово патриотизм произошло от греческого слова «Патрик», что переводится на русский язык как «родина», «отечество». В современном понимании патриотическое воспитание можно трактовать как любовь к своему Отечеству, гордость за него, уважение предков создавших отечество для нас. Истинный патриот не только тот, кто гордится Отечеством, но и знает, за что надо уважать живших и живущих. Если человек патриот, он в меру своих сил, знаний укрепляет Отечество, способствует его процветанию. Воспитание такого патриота является одной из главных задач государства.
Воспитать патриотов – это значит воспитывать у молодёжи чувство любви к Родине, готовность отдать все силы служению Отечеству, а любовь к Родине прививается со знания родного языка, истории государства, родного города.
Молодое поколение, выросшее после войны, должно знать и ценить подвиг старшего поколения, вынесшего все тяготы войны на фронте и в тылу, чтобы потомки их были свободны, самостоятельно распоряжались своей жизнью и были готовы в любой момент встать на защиту Отечества, в мирном труде способствовать процветанию силы и мощи своей Родины.
Множество социально-экономических проблем, с которыми столкнулась Россия на рубеже XX-XXI вв., в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Лишь в последние несколько лет на высшем уровне была осознана значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих консолидации различных социальных групп и долговременной мобилизации созидательных ресурсов общества.
Новые возможности по преодолению негативных тенденций, связанных с девальвацией патриотических ценностей в российском обществе, предоставляет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», принятая Правительством РФ 16 февраля 2001 г. Эта программа определяет основные пути развития всей системы патриотического воспитания граждан, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обоснование его содержания в современных условиях, основных направлений участия в этой деятельности федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и общественных объединений. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Возрождение патриотизма справедливо рассматривается в данной Программе как шаг к возрождению России, поскольку «именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундаментом общественных и государственных систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и их эффективного функционирования». Период девальвации патриотических ценностей, пережитый Россией в 1990-х гг., крайне отрицательно сказался и на положении армии. Распространение антиармейских настроений в обществе потенциально ставит под угрозу обороноспособность страны. В таких условиях объективно требуются новые подходы к формированию у молодого поколения готовности к службе в Вооружённых силах. В то же время если вопросы ориентации на различные военные профессии, предпрофессиональной подготовки будущих военных нашли отражение в ряде исследований, то проблема воспитания, особенно с учётом складывающейся новой системы воспитательной работы в Вооружённых силах РФ, ещё нуждается в детальном изучении. Особого осмысления требует организация воспитания старших школьников.
Различные аспекты проблемы патриотического воспитания учащихся активно разрабатывались в отечественной педагогике в 1970-е-80-е гг. Показательно, что подавляющее большинство исследований тех лет в русле данной тематики было посвящено проблемам военно-патриотического воспитания. Наиболее общие вопросы военно-патриотического воспитания учащихся были раскрыты в работах Т.И. Афасижева, Л.А. Бублика, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, В.Г. Криворотенко, B.C. Чудного /16. Ряд исследований, проведённых в 1970-80-е гг., был посвящен внеклассному аспекту военно-патриотического воспитания школьников — работы Ю.А. Ерыгина, Н.А. Куцмана; в том числе изучению роли физкультурно-спортивной работы как средства военно-патриотического воспитания — работы В.Н. Волкова, Н.Д. Зубалия.
Наконец, в исследованиях Э.В. Назельскиса и Н.Ф. Чеботарёва изучался профориентационный аспект военно-патриотического воспитания учащихся старших классов /263; 276/.
Проблемы патриотического воспитания в контексте, более широком относительно военно-патриотического воспитания, как правило, изучались в рамках проблемы «патриотизм и интернационализм». Можно отметить работы М.А. Лазарука, Н.С. Сунцова, М.А. Терентия /160; 163; 269/.
На протяжении 1990-х гг., когда оспаривалась сама целесообразность патриотического воспитания, а слово «патриотизм» под действием СМИ приобрело в общественном сознании негативный оттенок, исследования в области патриотического воспитания велись прежде всего в военно-профессиональном ключе. При этом само военно-патриотическое воспитание иногда, видимо, в силу конъюнктуры, понималось узко, как подготовка учащихся к службе в Вооружённых Силах РФ; Показательными являются в данном случае работы Н.А. Белоусова и Ю.Е. Рыжкина, и, с другой стороны, В.И. Бачевского и СВ. Наумова - последние сумели избежать подмены широкого воспитательного подхода более узким компетентностным /20; 186; 192; 242/.
Лишь с 2000 г. начинают появляться публикации, отражающие попытки исследовать феномен патриотического воспитания с позиций новой социально-политической реальности и личностно-ориентированного подхода к построению учебно-воспитательного процесса.
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки проекта музея боевой славы МОУ «СОШ №74» положены следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Российской Федерации «Образование» от 22.08.2004 № 122 2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393). 3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422). 4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
|