Социализация учащихся посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками.
Семеняченко Н.П.,
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №74 имени Габдуллы Тукая»
На современном этапе учитель социально-политических дисциплин сталкивается с проблемами и дидактического, и информационного характеров. В условиях политической, идеологической и социальной разобщенности российского общества на учителях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России. Перед преподавателем социально-политических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России, праву, политологии, но и воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть, социализации учащихся. Сущность моей работы заключается в социализации учащихся, передаче им социального опыта путем приобщения к правовым знаниям; путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.
Основной целью своей деятельности считаю - подготовку инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию.
Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста детской преступности, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь.
Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания. Необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является «Обществознание», призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей. Этот курс призван дать детям правовые представления в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.
Сегодня типовой урок не единственная форма учебных занятий по истории и обществознанию, а одна из возможных его форм, отрицать которую я считаю не целесообразным. Поэтому, как правило, строю свой урок по классической схеме, добавляя на разных его этапах элементы новых педагогических технологий.
1.1.Типовой урок
Проверка домашнего задания.
- Тестирование;
- Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) ;
- Решение задач;
- Письменная работа по разноуровневым карточкам (элементы личностно-ориентированного обучения);
- Исторический диктант, например:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ по теме «Древний Восток».
Определите, к какой стране больше всего подходит приведенное ниже понятие:
Обязательным условием при ответе на вопрос является аргументированное высказывание своей собственной точки зрения на проблему.
Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
- Постановка проблемы или вопроса (элементы проблемного обучения);
На уроке истории при изучении темы «Отмена крепостного права» в 8 классе
В чем состояли «плюсы» и «минусы» крестьянской
реформы?
На уроке истории при изучении темы «Государственная реформа Петра I» в 7 классе
Докажите, что новый государственный аппарат был эффективней старого.
- Разыгрывание ситуаций, для разрешения которых, необходимы новые знания.
Например, на уроке обществознания при изучении темы «Налоги» предложить учащимся задачу:
«Елена Семеновна, получив заработную плату за июль месяц была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене Семёновне, в чем дело?»
Изучение нового материала.
- Сообщение новых знаний в форме лекции;
- Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью (блочно-модульная здоровьесберегающая образовательная технология);
- Работа с документами (анализ, выводы, обобщения);
- Беседа;
- Использование инструкционных карт, схем, алгоритмов.
На всех этапах урока я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Я считаю, что уроки обществознания особенно благодатны для решения таких проблем, вызванных недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшим в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.
Закрепление.
- Лабораторно-практическая работа;
Примерные задания для лабораторной работы (11 класс):
- Сопоставьте следующие фрагменты источников, характеризующих демократию как форму политического устройства. Сделайте необходимые выводы:
«…Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве.. По отношению к частным интересам наши законы представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни им пользуются предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-нибудь услугу государству.» (Фукидид)
«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон)
- Ролевые игры с опорой на изученный материал (элементы игровой технологии обучения).
Разыгрывание предложенной ситуации, оценка действий персонажей (9 класс, тема «Трудовое право»)
Ситуация, предложенная для инсценирования.
Молодой специалист Семенова Мария Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в возрасте 1 год, пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа, Мария, зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи Трудового кодекса РФ.
Подсказка: смотри статьи 2, 16, 19, 18, 21, 22, 39, 39, 57, 70 ТК РФ.
Домашнее задание.
- Работа с документами и художественной литературой;
- Творческие задания (рефераты, кроссворды, сочинения);
- Разноуровневые задания по тексту учебника.
1.2.Нетрадиционные формы урока
Урок-суд
Инсценирование судебного процесса. Урок-суд современности над Петром 1, в ходе которого учащиеся отвечают на главный:
-Кто же Пётр 1 –«тиран» или Великий реформатор? (проанализировать деятельность Петра 1 по преобразованию России, осмыслить страницы далёкого прошлого, Действующие лица: Судья, Присяжные заседатели (3 чел), Прокурор, Адвокат, Ответчики: Демидов, Апраксин, Шафиров, Яковлев, Истцы: Репнин, Лопухин, Петрова
Репортёры газеты (3 чел), Секретарь.
Инсценирование судебного процесса в ходе изучения тем «Гражданское право», «Уголовное право» и др;
Урок-митинг
Защита различных взглядов на формы правления при изучении в 9 классе тем «Формы и виды государства», «Политические режимы», «Политические партии» и т.д;
Урок - избирательная кампания
Практическое применение предвыборных технологий при изучении темы «Выборы», «Ты - будущий избиратель»
Например, я предлагаю классу разбиться на три группы и распределяю по группам задания: подготовить выступления с защитой программы своей политической партии. Обычно, я использую эту форму работы при изучении темы «Россия в начале 20 века. Появление политических партий» Таким образом, учащиеся на уроке представляют программы партии эсеров, кадетов, социал-демократов.
При проведении современного урока невозможно отказаться от применения новейших информационных технологий, которыми так хорошо владеют наши дети. Использование ИКТ в процессе изучения предмета позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет применить свои знания на практике. На своих уроках истории и обществознания я использую компьютерную технику: CD «Шедевры русской живописи», CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.», CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.», CD «Россия на рубеже третьего тысячелетия», CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»-Уроки всемирной истории(древний мир, новая история, новейшее время, уроки отечественной истории), а также использую слайдовые презентации, разработанные мною для уроков.
Предмет, класс
|
Изучаемая тема
|
Средства обучения
|
Формы работы
|
История России
11 класс
|
Российская культура «серебряного века»
|
CD «Шедевры русской живописи»
|
Интерактивный видеоурок
|
|
Первая российская революция 1905-1907 г.г.
|
CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.»
|
Демонстрация видеофрагментов о жизни Николая II
|
|
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
|
CD «От Кремля до Рейхстага»
|
Интерактивный видеоурок, викторина
|
|
Развитие научно-технической мысли
|
CD «Россия на рубеже третьего тысячелетия»
|
Демонстрация слайдов, видеолекция
|
История России
10 класс
|
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси
|
CD «Энциклопедия истории России 862-1917 г.г.»
|
Демонстрация слайдов «Первые русские князья», видеолекция
|
Обществознание
9 класс
|
Уголовное право
Административное право
Гражданское право
|
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
|
Справочные материалы из раздела «Тексты законов РФ»
|
Эффективной является работа моих учеников по выполнению проектной деятельности как индивидуальной, так и групповой. Только в 2007-2008 учебном году мои ученики 9 и 11 классов подготовили и защитили следующие проекты: «Эвтаназия: грех или спасение?», «Опричнина - благо или зло для России», «Русская культура во второй половине XIX века и её вклад в мировую культуру».
.
Применение проективной методики на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
В старших классах проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение. ТЖУ – цель данного курса – помочь школьнику в жизненном самоопределении. Выбор профессии - это одна из основ самоопределения. Решение проблемных заданий. ТЕСТ «ВАШЕ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ» ТЕСТ «ВАША САМООЦЕНКА».
На базе девятых классов я преподаю элективный курс «Основы правоведения»
В результате изучения данного курса учащиеся получают правовые знания, необходимые для формирования гармонически развитой личности, которая должна составить основу российского общества XXI века. Дискуссии, семинары, ток-шоу, практикумы, интеллектуально-познавательные игры будут способствовать формированию личностной нравственной позиции по отношению к добру и злу, уважению собственности, государства, закона.
Расширяя знания, получаемые в курсе обществознания, данный элективный курс позволяет систематизировать представления о праве в целом.
Итогом курса станут доклады, рефераты, презентации учащихся на наиболее заинтересовавшие их темы.
Наличие правового курса в учебном плане является важным условием развития школьной системы правового образования. Особенностью современного методического обеспечения таких курсов является наличие развивающего аспекта, который существенно повышается при правильном использовании новых технологий, в том числе интерактивных. Применение таких технологий способствует усилению практической, креативной направленности образования, повышает уровень компетенций личности. Это способствует формированию личностной устойчивости, способности решать нестандартные задачи в условиях нестабильности и быстрых изменений.
Сущность моей работы состоит в расширении политико-правовых знаний учащихся, их адаптации в условиях современного общества путем использования прикладных форм обучения.
|