Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



статья «Воспитание учащихся во внеучебное время на занятиях кружка по декоративному искусству»

Submitted by Ольга Викторовна Кузько on пн, 19/12/2016 - 10:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузько Ольга Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ г. Астрахани "ООШ №31", учитель технологии

Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Решение учебных, воспитательных и творческих задач через формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально &ndash; образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.</p>

«Духовно-нравственное  воспитание учащихся во внеучебное время на занятиях кружка по декоративному искусству»

Актуальность

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, различными природными материалами  имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые  виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой и  оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей  до моделирования и конструирования новых моделей.

Особенностью данных занятий является то, что они дают возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цель занятий: Решение учебных, воспитательных и творческих задач через формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Расширить кругозор и  запас знаний учащихся начальных классов о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у учащихся интереса к профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.

Кружок – наиболее распространённый вид внеклассной работы. Занятия декоративным искусством в кружке «Рукодельницы», которым я руковожу, является  как бы продолжением классных занятий.

Однако они имеют свои особенности:

Во-первых, эти занятия являются для детей в какой-то степени эстетической потребностью.

Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков.

Обстановка на  занятиях более раскованная, свободная: здесь не требуется сидеть смирно, внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Чем же занимаются кружковцы?

В нынешних условиях с особой остротой встаёт проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Воспитание на богатых русских национальных традициях – одна из важнейших педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Нет смысла доказывать, что развитие руки способствует общему развитию ребёнка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей являются своего рода «палочкой – выручалочкой», ведь они получают возможность проявить себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть психологические комплексы. Именно этот мотив, усиленный желанием детей приобщиться к истокам народного творчества, подтолкнул меня на внесение в план занятий кружка таких разделов как ручная вышивка, вышивка ковра, декоративная обработка льняной нити, работа с природным материалом, вязание крючком, работа с природным материалом и гипсом.

Работа с гипсом

Я заметила, что работа с гипсом для детей дело несложное, а вот цветовое оформление, аккуратность выполнения этой части работы даётся детям не сразу и не каждому. На своих занятиях большое внимание уделяю развитию индивидуальных способностей учащихся.

Одних во время работы я поправляю, другим целиком помогаю сделать поделку, а третьим просто не мешаю (они творят самостоятельно).

Детям особенно интересно заниматься в кружке, так как этот вид деятельности для многих новый. Работа с гипсом имеет своё предпочтение. Дети легко и быстро осваивают технику работы с ним. В результате получаются оригинальные вещи!

                                                   

 

Работа с тканью

Одним из видов детского творчества является рукоделие из лоскутков. Этот вид искусства имеет глубокие народные корни. В русских деревнях исстари использовали разноцветные лоскутки для украшения одежды, одеял. Для создания весёлых узорчатых ковров и т.д.

Мои учащиеся с удовольствием работают в технике «Американские квадраты», создавая различные прихватки, необходимые на кухне каждой хозяйке.

                                                                    

Ручная вышивка ковра

Этот вид прикладного искусства возник более двух с половиной тысяч лет назад. В быту ковры имели разнообразное применение в качестве утепления пола и стен, украшения интерьера.

Эти прекрасные свойства и декоративность ковров сделали их необходимыми предметами быта.

Учащиеся с большим удовольствием работают над созданием своих декоративных панно, подушек и ковриков на стул.

                       

Ручная вышивка

Ручная вышивка – один из самых интересных и распространённых видов декоративно-прикладного искусства.

С её помощью можно украсить свой быт и одежду, оформить помещение, изготовить такие простые вещи, как салфетки, полотенца, панно, наволочки, сувениры в подарок своим родным и близким людям.

Душевное тепло, идущее от этих изделий вышивальщиц, передаётся другим людям.

                         

 

Вязание крючком

Этот вид вязания одно из самых лёгких и занимательных рукоделий.  Владеть крючком можно научиться без особого труда.

Декоративные салфетки, выполненные детьми, украшают  наш кабинет и создают домашний уют учащихся.

                                                      

 

 

Нетрадиционная обработка льняной нити

Украсьте стены вашего дома своим рукоделием, это не только доставит вам радость, но и вызовет восхищение гостей. Фантазия художника неисчерпаема, искусство творит чудеса.

Представляемые работы  нашего кружка выполнены из обычной льняной веревки-бечёвки, путём смазывания её клеем и скручивания её различными способами, создавая рельефы и рисунок. Неслучайно, наши работы приводят в восхищение жюри конкурсов и различных выставок.

Верёвка чаще всего остаётся некрашеная, умело оттеняющая естественный цвет. Иногда по замыслу работы нужно ввести другие материалы: красочные ткани, шнуры, мешковину, блёстки и другую декоративную фурнитуру.

        

Другие виды работ кружка

В разное время работы кружка использовались различные техники выполнения работ: бисероплетение, художественная обработка кожи, работа с природным материалом.

                             

Работа с природным материалом

 Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. На наших занятиях флористикой воспитываются  художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождается  желание  оберегать и сохранять её.

                    

Заключительная часть

Работу нашего кружка «Рукодельницы» можно считать очень эффективной, т.к. задачи, поставленные перед работой кружка по формированию у учащихся  мыслительных способностей, инициативы, самостоятельности, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты полностью выполняются. Наши работы постоянно участвуют в различных  районных, городских и областных выставках и занимают всегда только призовые места.

 

 

Список литературы:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – Москва: Просвещение, 2011.
  2. Работа по новым стандартам. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество.-  Москва: Просвещение, 2011.
  3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. -  Москва: Библиотека учителя, 2007.
  4. Гайдаенко Е.А. Нечто из ничего. -  Ростов - на – Дону: Феникс, 2008.
  5. Чернякова Н.С. Уроки детского творчества. -  Тула: Родничок, 2002.
  6. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. -  Москва: Просвещение,  2005.
  7. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. – Москва: Просвещение, 2000
  8. Личные фотографии учителя.

        

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн