Использование технологии "Портрет группы"
с обучающимися начальной школы
Выполнила:
Каштанова Ольга Александровна
Опыт реализации образовательной технологии "Портрет группы" и его анализ
В период с 7 ноября по 21 ноября 2016 года мною была проведена педагогическая технология «Портрет группы» в коллективе 4 «б» класса МАОУ СОШ №18, в котором я являюсь классным руководителем. Количество участников – 21 человек. Цель проведения технологии: обогащение опыта активного отношения к публичной графической информации. Технология проводилась в течение нескольких дней, что было обусловлено недостаточным опытом участников.
Актуальность выбора технологии «Портрет группы».
В настоящее время обучение в начальной школе в соответствии с ФГОС основано на реализации системно – деятельностного подхода, то есть обучение через деятельность. На деятельностном методе основана технология «Портрет группы».
Практическая значимость.
Большое значение в современном обучении имеет проектная деятельность. Учащиеся 4 «б» класса постоянно готовят индивидуальные, групповые и коллективные проекты в форме презентаций, плакатов, докладов. Мною было замечено, что учащиеся допускают ошибки при оформлении информации, что связано с недостатком опыта активного отношения к публичной графической информации. В связи с этим возникла необходимость проведения педагогической технологии «Портрет группы».
Этапы технологии «Портрет группы».
№ этапа
|
Дата
|
Название этапа
|
Ожидаемый результат
|
1
|
7.11
|
Установочный
|
Осознание недостаточности опыта и потребность освоить новое
|
2
|
11.11
|
Школа оформительского мастерства
|
Освоение графических средств
|
3
|
14.11
|
Вопрос для каждого
|
Выявление информационных потребностей группы
|
4
|
18.11
|
Автопортрет
|
Автопортрет каждого участника технологии
|
5
|
21.11
|
Обратная связь
|
Возможности выразить своё отношение к данной информации
|
6
|
21.11
|
Подведение итогов
|
Осознание нового опыта
|
Поэтапный анализ реализации технологии «Портрет группы».
1 этап. «Установочный».
Формы работы на этапе:
-
Устный опрос по теме: «Приходилось ли вам работать с графической информацией?»
-
Анализ качества представления информации и эффективности влияния на примерах ранее выполненных работ участников группы.
Вывод: участники группы осознали недостаточность опыта и потребность освоить новое благодаря анализу ошибок в собственных работах: неверно выбранный шрифт, его размер, фон для презентации, отсутствие связи формы представления с содержанием информации.
2 этап. «Школа оформительского мастерства».
Формы работы на этапе:
-
Демонстрация средств и практикум их освоения.
- Упражнение
Вывод: участникам не в полной мере удалось освоить графические средства.
Помешали значительная недостаточность опыта участников группы, низкий уровень развития мелкой моторики, слабое развитие пространственных представлений у части участников, особенности состава группы: разноуровневый класс, различный темп работы, присутствие учащихся с ОВЗ, неумение некоторых учащихся чётко следовать инструкции и работать самостоятельно, недостаточное владение некоторыми понятиями, такими как «симметрия». Следует заметить, что на этапе наблюдался ярко выраженный интерес участников к проводимой работе и высокий уровень мотивации.
3 этап. «Вопрос для каждого».
Форма работы на этапе: работа в микрогруппе.
Микрогруппы представили следующие вопросы, которые хотелось бы задать каждому в группе:
Формы работы на этапе:
-
Демонстрация средств и практикум их освоения.
- <!-- -->
Мы хотели бы узнать о тебе, где ты живёшь?
-
Мы хотели бы узнать о тебе, что ты делаешь дома один?
-
Мы хотели бы узнать о тебе, какой у тебя любимый цвет?
-
Мы хотели бы узнать о тебе, чем ты увлекаешься?
-
Мы хотели бы узнать о тебе, что ты любишь делать на переменах?
После беседы было принято коллективное решение оставить только второй, третий и четвёртый вопросы, так как остальные несущесвенны и не несут в себе важную, интересную информацию.
Вывод: в ходе этапа выявлены информационные потребности группы благодаря искреннему интересу большинства участников друг к другу и желанию поделиться информацией о себе. Это свидетельствует о достаточном уровне доверия между участниками группы. Безусловно положительную роль сыграл опыт плотного общения друг с другом сроком более трёх лет.
4 этап. «Автопортрет».
Вывод: каждый участник технологии создал автопортрет, но далеко не всем удалось использовать освоенные на этапе «Школа оформительского мастерства» графические средства. Возможно, это связано с недостаточным уровнем развития творческих способностей. Не всем участникам удалось отразить ответы на вопросы, заданные на предыдущем этапе. Можно предположить, что это связано с неумением учащихся следовать поставленной задаче, либо с неумением представлять информацию в графическом виде. Многие ребята сконцентрировались на выделении своего имени и не смогли представить существенную информацию о себе.
5 этап. «Обратная связь».
Каждый участник выразил своё отношение, приклеив по 2 наклейки рядом с автопортретами тех, с кем хотелось бы познакомиться ближе.
Вывод: участники группы получили возможность выразить своё отношение к данной информации. Ребята постарались объективно оценить результаты других участников, избегая бездумного выбора работ друзей. Я постаралась настроить участников на выбор тех автопортретов, авторы которых смогли более полно представить информацию, грамотно использовали графические средства, заинтересовали их как личности. Таким образом, среди работ выделились явные лидеры, автопортреты которых получили большое количество симпатий. Любопытно, что это не те ребята, которые обычно находятся в центре внимания, так называемые «любимцы публики», а даже наоборот. Также были работы, оставшиеся без внимания. В целом, этап прошёл эффективно.
6 этап. «Подведение итогов».
Участники расположились в кругу и каждый высказался, отвечая на вопрос по процессу работы.
Вывод: произошло осознание нового опыта. Участники группы активно и с удовольствием высказывались о своих ощущениях в процессе работы. Только трое из ребят испытали сложности во время проведения технологии. Одному участнику было сложно выразить свои чувства, другому – тяжело вырезать буквы из бумаги, третьему – трудно подобрать сочетания цветов. Большинству из класса было приятно, интересно, весело и увлекательно участвовать в проекте, потому что они узнали, чем увлекаются их одноклассники. Участники предложили расположить нашу газету в коридоре школы, в гардеробе или в столовой, потому что там большая проходимость людей, все смогут увидеть. Это говорит о том, что ребята высоко оценили свой результат работы, считают его достойным внимания других. Двое ребят посчитали лучшим местом для газеты классный уголок. Считаю, что эта работа будет уместна на празднике последнего звонка в начальной школе.
Эффективность технологии «Портрет группы».
На этапе подготовки к технологии у меня, как у ведущего, возник вопрос: «Возможно ли внесение изменений в организацию, ход и формы работы технологии в зависимости от состава группы?» Например, на этапе «Обратная связь» я посчитала целесообразным дать дополнительную инструкцию. Не является ли это недопустимым с точки зрения автора технологии?
В процессе реализации технологии время проведения растянулось до 5 дней. Как это может повлиять на эффективность технологии?
На этапе завершения технологии я задалась вопросами: как я могу использовать элементы данной технологии в своей педагогической деятельности? и как использовать полученную информацию в дальнейшей работе?
Все возникшие вопросы планирую обсудить с автором технологии.
Выводы.
Анализируя эффективность технологии по факту участия и по отношению к процессу работы, мною были сделаны выводы:
-
цель технологии была достигнута – участники обогатили опыт активного отношения к публичной графической информации;
-
участники освоили новые для них графические средства, которые смогут использовать в дальнейшем;
-
учащиеся 4 «б» касса испытывают потребность в творческом самовыражении, им нравится работа такого рода;
-
ребята класса с удовольствием приняли участие в коллективной работе, их необходимо вовлекать в коллективную творческую деятельность, где каждый может проявить себя;
-
среди участников технологии можно выделить тех, кто смог найти оригинальную идею для своей работы, и тех, кто смог ярко и грамотно оформить графическую информацию, эту информацию можно использовать для организации работы классного самоуправления и распределения обязанностей при организации классных и общешкольных мероприятий;
-
учащихся класса можно разделить на микрогруппы по интересам и использовать их увлечения в организации воспитательной работы;
-
у большинства ребят класса работы похожи, что свидетельствует о стереотипности мышления и недостаточном умении находить нестандартные решения задач.
-
большая часть мальчиков увлечена техникой, в основном, автомобилями, этот приоритет интересов следует использовать в педагогической и воспитательной деятельности;
-
по работам видно, что участники технологии ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом, это также указывает на общность интересов учащихся.
Использованная литература.
-
Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Классный коллектив: технология формирования.– М, ЦГЛ, 2005. – 102 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание Личность - М., 1979. – 316 с..
3.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 –478с.
|