Submitted by Елена Павлова on чт, 15/12/2016 - 19:23
Методический паспорт проекта
Актуальность:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни; пополнение знаний детей о деревне, в которой они живут, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта является систематизация знаний о родной деревне.
Авторы проекта: Пермякова Е.Н. – учитель-логопед, Павлова Е.В. – воспитатель,
Балева А.А. –педагог-психолог
Название образовательного учреждения:
МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители,
учитель – логопед, педагог-психолог
Форма организации детей: индивидуально-групповая работа
Год разработки и реализации учебного проекта: 2016 год.
Опыт использования: проводился один раз в подготовительной группе.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Проблема проекта: общение с детьми подготовительной группы показало, что дошкольники старшего возраста имеют поверхностные знания о родной деревне, её историческом прошлом.
Изучая лексическую тему «Моя деревня», дети предложили сходить на экскурсию в старообрядческую деревню Лампово. Рассматривая старые дома, дети стали задавать вопросы:
- Почему в нашей деревне так много красивых старинных домов?
- Кто сделал резные украшения на домах?
- Почему так много людей приходит на родник?
- Сколько лет нашей деревне?
Цель проекта: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни
Задачи проекта:
- Сформировать представление о том, что деревня Лампово является неотъемлемой частью нашей Родины.
- Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.
- Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и уважительное отношение к жителям деревни.
Гипотеза проекта:
Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своей деревни будет более эффективна, если реализуются следующие условия:
- переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;
- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Форма продуктов проектной деятельности:
- изготовление детьми и родителями книги «Моя деревня Лампово»;
- выставка рисунков «Это моя Родина»
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре нашей деревни;
- развитие речи детей, обогащение словаря, познавательной активности;
- активное участие родителей в совместной деятельности;
- профессиональный рост педагогов
Направления проектной деятельности:
1. Работа над повышением интереса к истории своей малой Родины всех участников проектной деятельности
2. Работа с семьёй:
- участие родителей в мероприятиях ДОУ: анкетирование, изготовление книги «Моя деревня Лампово»
График работы над проектом Таблица 1
Этапы
Сроки
Содержание
1. Подготовительный
1-я неделя мая
1. Определение целей и задач проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Подбор методической литературы.
4. Ознакомление родителей с проектом
2. Основной
2-я неделя мая
1.Изучение необходимой литературы по данной теме.
2.Проведение мероприятий в рамках
проекта.
3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.
4. Создание презентаций по данной теме.
Мероприятия для детей и родителей:
1.Участие во всех мероприятиях
проекта.
2. Изготовление книги.
3. Заключительный
2-я неделя мая
1. Подведение итогов. Создание презентации.
2. Анализ успешности работы с детьми, родителями.
Тематическое планирование проектной деятельности Таблица 2
май 2016г.
Направление работы
Приблизительный
срок
Продукт
Ответственные
1.Сбор материала для создания презентаций
1-я неделя мая
Презентации «Моя деревня Лампово»
Воспитатель, учитель-логопед
2.Обогащение пассивного и активного словаря по данной теме
На протяжении всего периода работы
Воспитатель,
учитель-логопед, педагог-психолог
3.Анкетирование «Знаешь ли ты свою деревню»
1-я неделя мая
Анкеты
Воспитатель, педагог-психолог,
учитель-логопед
4. Консультация для родителей «Люби и знай свой край!»
1- неделя мая
Папка - передвижка
Воспитатель,
педагог-психолог,
учитель-логопед
5. Исторический калейдоскоп»
2-я неделя мая
Экскурсия в библиотеку
Учитель-логопед,
воспитатель, педагог-психолог
6. «Ламповские красоты»
2-я неделя мая
Экскурсия в деревню
Воспитатель, учитель-логопед,
педагог-психолог
7.Посещение родителями и детьми любимых мест
2-я неделя мая
Прогулка
Родители, дети
8.История возникновения деревни Лампово
2-я неделя мая
Занятие с презентацией
Воспитатель,
учитель-логопед,
дети
9. «Моя малая родина – деревня Лампово»
2-я неделя мая
Стенгазета
Воспитатель, дети
10. «Это моя Родина»
2-я неделя мая
Выставка рисунков
Воспитатель, дети
11. Книга «Моя деревня Лампово»
2-я неделя мая
Книга
Родители,
дети
12. Анализ успешности работы по проекту
2-я неделя мая
Презентация
Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог
Ценность проекта:
-создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной деревни;
- оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта;
- отсутствие формализма в организации работы с семьёй
Возможности дальнейшего развития проекта:
Представить данный проект на Всероссийском уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй и в тематическом научном журнале «Вопросы дошкольной педагогики».
Данный проект представлен в журнале "Вопросы дошкольной педагогики" (№3, октябрь 2016).
Электронная версия размещена на сайте: http://moluch.ru/th/1/archive/41/1233/
Размещено Fri, 16/12/2016 - 22:46 пользователем Евгения Владимировна Терещенко.
Какой прекрасный проект! Елена Васильевна, вы и ваши коллеги большие молодцы! Спасибо вам за ценный опыт, за ваш бескорыстный и самоотверженный труд! Участвовавшие в проекте дети и их родители приобрели важный жизненный урок, воспитывающий патриотические чувства! Я помню, как эти же дети в средней группе на вопрос " как называется столица нашей Родины?", отвечали "Лампово!")))
На: Проект "Моя деревня"для подготовительной группы
Какой прекрасный проект! Елена Васильевна, вы и ваши коллеги большие молодцы! Спасибо вам за ценный опыт, за ваш бескорыстный и самоотверженный труд! Участвовавшие в проекте дети и их родители приобрели важный жизненный урок, воспитывающий патриотические чувства! Я помню, как эти же дети в средней группе на вопрос " как называется столица нашей Родины?", отвечали "Лампово!")))
На: Проект "Моя деревня"для подготовительной группы
Спасибо, Евгения Владимировна! Рады поделиться опытом. Вам тоже успехов с Вашими малышами!