Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
«Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс)
Учитель: Коломбитова Васима Сафиуловна.
Место работы: МКОУ Михайловская СОШ Чулымского района, Новосибирской области.
Должность: учитель литературы.
Предмет: литература.
Класс: 5
Учебник Литература. 5 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Тема: «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».
Цели урока:
- развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ.
- показать своеобразие сказочного жанра.
- дать представление о различных видах сказок.
- ввести понятие «композиция сказки».
Личностные:
- Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
- Развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умения слушать и слышать, участвовать в дискуссии.
Метапредметные:
- Умения принимать решения и осуществлять осознанный выбор.
- Техника смыслового чтения.
- Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и с учителем.
Предметные:
Методическая: поделиться с коллегами опытом проведения урока с применением ЭОР.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся;
- Совершенствовать навыки работы с текстом;
- развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы.
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная
работа
Необходимое техническое оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
https://docs.google.com/presentation/d/1dRqfyEkpFVCMDnmHBgPKsjcEfn4Ufu-oJI1DWm2ABbI/edit#slide=id.p3
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
|
Время
|
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня. И надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
|
Приветствие учащихся
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
1 минута
|
2Актуализация знаний
3.Постановка учебной цели
|
Вопрос к классу:
-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»
-Это начало…?
-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться?
-Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
(слайд 2)
-Правильно, в ходе урока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.
|
Отвечают на вопросы
Формулируют тему
Учащиеся записывают в тетради число, «Классная работа», тему урока.
Формулируют цель урока
|
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
5
минут
|
4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление
5.Физ.минутка.
(пауза релаксации)
(2 минуты)
|
- Слово учителя о сказках.
Что такое сказка? – таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детства занимательные истории.
-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
- Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина (слайд 3)
2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) (слайд 4)
Демонстрация признаков на примерах из сказки.
Беседа с объяснением:
1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, присказка, а сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба." (слайд 5)
2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"(слайд 6)
3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец) (слайд 7)
4)Привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
5)Постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец (слайд 8)).
6) Назвать повторы слов (жили-были, ехали-ехали (слайд 9).
3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» (слайд 10)
Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии )
Приведите примеры
Сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство)); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми
Приведите примеры
Социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты).
Приведите примеры
|
Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа)
Запись информации в тетрадь
Ученики записывают определение в тетрадь.
Физкультминутка
Учащиеся приводят примеры
Учащиеся приводят примеры
Учащиеся приводят примеры
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.
|
20
минут
|
6. Закрепление изученного материала
|
1.Конкурс знатоков( Из какой сказки эти строки? Определите вид сказки) (слайд 11).
1.-Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок», о животных.) (слайд12)
2.Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь(«Каша из топора», бытовая) (слайд13)
3.-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко», волшебная) (слайд14)
4.В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.( «Сивка-бурка». Волшебная) (слайд15)
5.-Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? («Как мужик гусей делил», бытовая) (слайд16)
6.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов..
Стало множество жильцов. («Теремок», о животных) (слайд17)
2. -Главным героям помогают волшебные предметы. Какие?
Игра по рядам. «Кто больше всего назовет сказочных волшебных предметов?»
|
Определяют виды сказок, приметы сказок, отвечают на вопросы
|
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
13 минут
|
7.Рефлексия деятельности.
|
Значение сказки?
Достигли ли цели и задач урока?
Обобщение по пройденной теме.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
|
Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа)
|
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
3 минуты
|
Домашнее задание.
|
Прочитать сказку «Царевна-лягушка». (слайд18)
|
Запись учащимися задания в дневники.
|
|
1 минута
|
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009
2.М.А.Снежневская. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000
3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000
4. Интернет ресурсы.
|
На: Урок литературы
Здравствуйте, Васима Сафиуловна. Для "начинающего" учителя русского языка у вас очень хорошо разработан урок, технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС. Если бы добавили методическое обоснование к форме урока или методам и приемам на уроке, было бы идеально. Относительно ИКТ - компетенций должна вам сказать, что презентация в программе PowerPoint уже "вчерашний день". От нас ждут владение интерактивными ресурсами. Успехов!