Submitted by Юлия Владимировна Мартьянова on Wed, 14/12/2016 - 17:49
Методический паспорт проекта «Не забывай зимой о птицах».
1.
Название проекта
Не забывай зимой о птицах
2.
Руководитель проекта
Мартьянова Юлия Владимировна
3.
Консультанты проекта
Матвеева Марина Николаевна и родители старшей группы
4.
Направление, по которому проводится проект
Познавательное развитие, речевое развитие
5.
Возраст детей, на который рассчитан проект
4-5 лет
6.
Состав проектной группы
Старшая группа
7.
Тип проекта
Ознакомительно-ориентировочный
8.
Цели проекта
Педагогическая - расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах нашей местности.
Практическая – накормить птиц зимой.
9.
Задачи проекта
1. Познавательное развитие:
закрепить и расширить представления о зимующих птицах, их внешнем виде, какие голоса подают, чем питаются в зимнее время года;
учить детей анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц;
2. Речевое развитие:
развивать диалогическую и связную речь у воспитанников;
активизировать и обогащать словарь детей за счет существительных: синица, снегирь, сорока, сова, дятел, ворона, воробей, голубь, стайка, семена растений, сало; глаголов: выводят, висят, летают, собирают, ищут, помогают; прилагательных: весёлые, шумные, голодные, замёрзшие, драчливые, шустрые и др.
знакомить детей с новыми литературными произведениями;
3. Социально - комуникативное развитие:
укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
создать условия для самостоятельной деятельности детей, мотивированности на успех, умение планировать свои действия.
10.
Вопросы проекта
Кто такие зимующие птицы?
Почему они не улетают в теплые края?
С какими трудностями сталкиваются наши пернатые друзья в зимнее время года?
Какую помощь могут оказать люди?
11.
Необходимое оборудование
Интерактивная доска с проектором, ноутбук.
12.
Аннотация
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. Познакомить детей с особенностями жизни птиц в холодное время года и организовать действенную помощь им позволит участие в данном проекте.
13.
Предполагаемые продукты проекта
Папка-раскладка
Презентация «Зимующие птицы».
Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
Кормушки для птиц.
Маски зимующих птиц.
Театр на палочках.
Выставка работ детей по конструированию и рисованию.
Лепбук «Зимующие птицы».
Книга «Зимующие птицы нашего края».
14.
График работы над проектом
См.приложение
15.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Дети начнут узнавать и называть зимующих птиц.
У детей появятся знания об образе жизни птиц, какие голоса подают, о приспособленности их к жизни в зимнее время года.
Дети научатся анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Активизируется и обогатиться словарный запас детей.
Дети научатся изображать зимующих птиц, передавая их характерные признаки.
У детей появятся конструктивные навыки при изготовлении кормушек из конструктора.
Дети научаться придумывать диалоги между зимующими птицами.
У детей появится интерес к жизни птиц и желание помогать им в зимний период времени.
Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков у детей.
Повысится заинтересованность детей и родителей в совместной деятельности по заботе о птицах, желания помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Укрепится детско-родительские отношения через совместную деятельность.
16.
Рефлексия
Все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. На участке были развешены кормушки, изготовленные родителями с детьми из различных материалов. Вместе с детьми кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. Со всеми участниками проекта изготовили книгу «Зимующие птицы нашего края».
В результате проведенной работы дети узнали следующее: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр фрагментов мультиков и собственных презентаций.
Беседы
Дидактические игры
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Чтение и заучивание стихотворения
Использование художественной литературы
Выставка детского творчества
Формы работы с родителями:
Папка – раскладка по лексической теме: «Зимующие птицы».
Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
Акция «Поможем зимующим птицам» с участием детей и их родителей совместное изготовление кормушек для птиц.
Создание книги «Зимующие птицы нашего края» с рассказами и иллюстрациями.
План реализации проекта:
Этапы реализации
проекта
Содержание работы
Сроки
Подготовительный этап
1. Определение темы проекта с учетом интереса и знаний детей.
2. Постановка цели и задач, соответствующих возрасту детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
5. Создание условий для реализации проекта:
Подбор художественной литературы для чтения детям.
Обеспечение проекта наглядными материалами.
Подбор и изготовление игр и пособий по теме.
Создание презентаций «Зимующие птицы».
Создание буклета «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
Создание Лепбука на тему «Зимующие птицы»
19-23 декабря
Реализация проекта
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Заготовка корма для птиц.
Подкормка и наблюдение за птицами.
Проведение цикла занятий.
Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
НОД «Зимующие птицы».
*Просмотр презентации «Зимующие птицы».
*Внесение Лепбука:
ü Игра «Узнай и назови зимующих птиц».
ü Игра «Чем питаются зимующие птицы».
Игра «Сложи картинку».
Игра «Сосчитай и назови».
Игра «Выложи птичку из счётных палочек».
Игра «Четвёртый лишний».
Задания на внимание и логику: «Найди отличие», «Лабиринты», «Угадай, какие птицы изображены на картинке?», «Какая птичка лишняя».
*Наблюдение в природе «Чем птицы питаются зимой?»
*Чтение рассказов и сказок о зимующих птицах: В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь», Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел», М. Пришвин «Гости», А.С. Онегов «Птичья столовая», Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».
*Театральная деятельность детей: придумывание диалогов между зимующими птицами.
*Наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
*Рисование воробья акварельными красками.
*Рисование совы сухой жёсткой кистью.
*Конструирование из бумаги снегиря.
*Проведение подвижных игр «Кошка и птички», «Вороны, синицы, воробьи», «Гнёздышки», «Летает- не летает».
*Конструирование кормушек из конструктора.
26-30 декабря
9-13 января
Итоговый этап
(презентационный этап)
Оформление результатов деятельности в виде презентации.
Выставка детских работ.
Изготовление кормушек.
Создание книги «Зимующие птицы нашего края» с рассказами и иллюстрациями.
16 – 20 января
Содержание воспитательно -образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме:«Не забывай зимой о птицах»
Образовательная областиь
Совместная образовательная деятельность с детьми
Познание
НОД «Зимующие птицы.
- Просмотр презентации «Зимующие птицы».
- Дидактическая игра «Кто, что ест?».
- Наблюдение за птицами на прогулке.
Социализация
- Смастерить кормушки и развесить по участку.
- Подкармливание птиц зимой.
Коммуникация
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
- Составление рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.
- Придумывание диалогов между зимующими птицами с использованием театра на палочках; масок.
- Игры на внимание: «Какие птицы спрятались на картинке?», «Найди такую же», «Найди лишнюю птицу», «Найди отличия».
Физическая культура
- Подвижные игры: «Кошка и птички», «Вороны, синицы, воробьи», «Гнёздышки», «Летает - не летает».
Утренняя гимнастика «Мы как птички».
Художественное творчество
- Рисунки детей с использованием алгоритмов зимующих птиц.
- Лепка птиц.
- Выкладывание птиц из счётных палочек.
- Конструирование кормушек из малого строителя, лего, бросового материала.
- Создание птиц при помощи оригами; рисование пластилином, крупой, по клеточкам; аппликации; нитками и др.
Речевое развитие
- Рассматривание сюжетных картин и фотографий.
- Внесение иллюстраций на тему «Зимующие птицы».
- Составление рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.
Чтение :художественной литературы:
- В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь»,
- Г. Снегирёв «Про птиц»,
- Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел»,
- М. Пришвин «Гости»,
- А.С. Онегов «Птичья столовая»,
- Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».
Создание условий для самостоятельной деятельности
Книжный уголок:
- Внесение книг:
В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь», Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел», М. Пришвин «Гости», А.С. Онегов «Птичья столовая», Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».
- Внесение картинок на тему «Зимующие птицы».
- Внесение схемы для составления рассказов.
Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр:
- Внесение лепбука:
ü д/и «Четвертый лишний»;
ü игра «Выложи птичку»;
ü игра «Сосчитай и скажи сколько?»;
ü д/и «Сложи птицу»;
ü Задания на логику, внимание и мышление: «Найди такую же», «Найди лишнюю птицу», «Найди отличие», Какие птицы спрятались на картинке?».
Центр строительно – конструктивных игр:
- Строитель и лего для постройки кормушек.
Центр продуктивных видов деятельности:
- Акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики для воды, палитры.
- Пооперационные карты по изображению, лепке и конструированию зимующих птиц.
- Пластилин, досочки для лепки, стеки.
- Бумага разных цветов и фактуры, клей, ножницы.
Центр театральной деятельности:
- Маски зимующих птиц.
-Театр на палочках,
- Ширма.
Экологический уголок:
- Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
- Лепбук «Зимующие птицы».
Центр исследовательской деятельности:
- Перья птиц.
- Лупа.
Взаимодействие с семьей
- Папка – раскладка по лексической теме: «Зимующие птицы».
- Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
- Изготовление кормушек.
- Создание книги «Зимующие птицы нашего края».
Совместно с ребёнком создать образ зимующей птички любым знакомым способом: оригами; рисование красками, восковыми мелками, карандашами, пластилином, крупой, по клеточкам; при помощи аппликации; нитками и др.
Литература:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.
Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.
Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, №6, 2008.
Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.
Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., 2007.
Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений.– М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М., 2003.
Зимующие птицы нашего края. Н.И.Килякова, Н.А.Репина. Детский сад, №№11,12, 2016.
Интернет – ресурсы
1.www.maaam.ru.
2. Поисковая система Yandex.
Приложение
Игра «Узнай и назови зимующих птиц».
Цель: Закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
Материал: Игровое поле синего цвета и зелёного цвета, картинки с изображением зимующих птиц и перелётных птиц.
Ход игры: Дети распределяют птиц по полям, в зависимости от того, зимующие это птицы или перелётные, давая название каждой птице.
Игра «Чем питаются зимующие птицы».
Цель: Закрепить представление о том, чем питаются зимующие птицы в холодное время года.
Материал: Картинки с изображением того, что едят птицы, кормушка, зелёное поле.
Ход игры: Дети выкладывают на кормушку только тот корм, которым питаются птицы в зимний период времени, объясняя кто, что ест. То, чем питаются птицы в тёплый период времени, помещают на зелёное поле.
Игра «Сложи картинку».
Цель: Закрепить умение детей из частей собирать целое.
Материал: Разрезные картинки зимующих птиц.
Ход игры: Ребенок должен сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.
Игра «Сосчитай и назови».
Цель:
Закреплять умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Закрепить количественные счёт.
Материал: Карточки с разным количеством птиц, карточки с цифрами.
Ход игры: Дети берут карточки. Считая, правильно называют: один голубь, два голубя, три голубя. Четыре голубя. Всего четыре голубя. Находят нужную цифру и кладут её в центре игрового поля.
Усложнение: Один ребёнок считает, а второй проверяет.
Воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.
Материал: Счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением птиц.
Ход игры: Ребёнок должен выложить рисунок из счётных палочек, точно такой же, как на схеме.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: Учить знать и отличать зимующих птиц от перелётных.
Материал: Карточки с птицами, небольшие карточки для обозначения перелётных птиц.
Ход игры: Дети выбирают карточку, ищут птицу, которая лишняя, объясняют почему.
Игра «Летает- не летает».
Цель: Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, воспитывать выдержку.
Ход игры: Педагог называет любые предметы. Дети должны хлопнуть в ладоши только, если услышать предмет, который может летать.
Задания на внимание и логику.
«Найди отличие»
Цель:
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Развивать внимание, память, мышление.
Активизировать речь детей.
Ход: Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.
При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.
«Лабиринты»
Цель:
Развивать логическое и пространственное мышление, внимание.
Ход: Прослеживать путь лабиринта от начало пути, до его конца.
«Угадай по контуру, какие птицы изображены на картинке?».
Цель: Развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.
Ход: Поначалу совместно со взрослым, затем самостоятельно ребенок учится вычленять по каким- либо признакам один предмет из множества других и называть его.