Submitted by Алла Станиславовна Пилюш on Wed, 14/12/2016 - 17:36
Урок в 5 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи».
Тип урока: комбинированный; повторение изученного материала, объяснение и закрепление нового.
Цель: повторить сведения об имени прилагательном, изученные детьми в начальных классах; углубить понятие о роли прилагательных в речи.
Задачи:
- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Орфографическая диктовка (зарядка).
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Вывод по уроку.
6.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку? Сейчас проверим.(слайд № 1)
Опрос.
- Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? (слайд № 2)
- На какие три группы делятся части речи?
- Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. …
На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/.
-С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи …(слайд № 3) /это имя прилагательное./
Знакомство с целью и задачами урока.
- Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит.
Откроем тетради, запишем число и тему урока
В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта.
2. Орфографическая зарядка.
На дом было дано задание повторить правила правописания о – е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно. (после сравниваем с образцом) Слайды № 4 – 5.
Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.
Молодцы! Справились неплохо. Я очень рада.
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили? (слайд № 6)
Ответы. Показывается фото дятла (слайд № 7).
Орфографическая работа – слово пёстрый (слайд № 8)
- Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?). (слайд № 9)
Учитель обобщает сказанное учащимися (слайд № 10), затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением). Страница 228. что вы еще узнали об имени прилагательном?
- Выполним морфемный разбор слова – прилагательное. (слайд № 11).
Физминутка. Слайд № 12
4. Закрепление нового материала.
Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем.
- А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225.
Учащийся читает задание, затем стихотворение у доски.
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (слайд № 13).
- Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных.
От чего они зависят?
Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.
ИКТ-компетентность
Здравствуйте, Алла Станиславовна. Спасибо за размещенные материалы. Успехов!
На: Имя прилагательное как часть речи
Алла Станиславовна! Спасибо за урок! Успехов!