Методическая разработка воспитательного мероприятия
на тему:«Не бывает ни одинаковых снежинок,
ни травинок, ни людей».
Автор: Смыкова Ольга Николаевна,
воспитатель группы продленного дня
КГОАУ "Центр образования Эврика"
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
У жизни есть три основы – истина, добро и красота. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, осознает, оценивает, понимает и принимает себя и других. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого.
Первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, являющаяся духовным стерженем.
Третья составляющая – творчество. Человек обладает способностью творить исозидать.
В итоге личность, достигшая этого триединства, оказывается в состоянии строить жизнь.
По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Наследие прошлого, богатство нравственных и духовных ценностей воспитывают патриотизм, любовь к Родине, к Отечеству.
Поэтому необходимо сохранять и развивать традиционные для России ценности, воспитывать детей гармонически развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, её блестящее культурное прошлое.
Пояснительная записка
Методологической основой новых образовательных стандартов стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. При этом воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что нам легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед нами важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношениях.
Поэтому, несмотря на то, что создаются новые формы и методы работы, пока нет никаких оснований полагать, что вопросы духовно – нравственного воспитания теряют свою остроту и актуальность.
Данная разработка является частьюавторской программы «Модель воспитательной системы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста класса «Непоседы».
Название воспитательного мероприятия: «Ни бывает ни одинаковых снежинок ни травинок, ни людей». Цель проведения мероприятия -формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей.
Развивающие:
3) развитие креативного мышления;
3) развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) развитие творческого потенциала учащихся;
5) Развитие умения взаимодействовать друг с другом по установленным правилам;
5) развитие активного и пассивного словаря.
Обучающие: (образовательные)
6) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из ситуаций.
7) Достижение внутригруппового сплочения.
Форма: классный час.
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация,
- клубок, ножницы, розетки, листы бумаги,
- карематы.
Предварительная работа:
- отбор материала для создания воспитательного мероприятия;
- написание конспекта;
- создание презентации.
В проведении классного часа мною были использованы технические средства: ноутбук, проектор, экран.
При подготовке классного часа учитываются возрастные особенности детей. Презентация и словарный текст – составляющие единого целого. Чтобы тема мероприятия была более понятна и запоминаема, используются различные методы работы: рассказ, демонстрация, игра, рефлексия. Креативные методы: (кроссенс и синквейн), перевоплощение, построение ассоциативного ряда.
Ожидаемые результаты:
- Понимание и осознаниежизни как высшей ценности;
- Принятие культуры здорового образа жизни;
- Повышение уровня патриотического и гражданского самосознания, самодисциплины, способность делать правильный нравственный выбор;
- Приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
- Повышение уровня интеллектуальных и коммуникативных умений;
- Толерантное отношение к миру, к людям разных национальностей;
- Участие, неравнодушие, милосердие к старикам, больным людям;
- Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.
Мероприятие включает несколько этапов:
Организационный этап. Приветствие и разминка.
Цель: подготовка детей к восприятию темы.
Далее следует постановка проблемной ситуации с целью развития креативного мышления школьников.
- Приветствие.
- Давайте поговорим!
- О чём? Спросите вы.
- О разном, и о прочем
О том, что хорошо
И хорошо не очень,
О том, что знаете вы,
О том, что мне известно.
Давайте поговорим!
Вдруг будет интересно!
Только «Чур» будем соблюдать правила.
- «Закон микрофона» - не перебивать друг друга.
- «Закон бережного отношения кдруг другу».
2. Разминка.
- Мы встали с вами в круг. Как вы думаете, почему именно в круг? (солнце – тепло, свет.Земля – мы все живём на планете Земля).
Упр. 1. «Превращение».
- представьте, что вы сейчас не дети, а цветы. Кто, каким цветком себя ощущает? Повернитесь вокруг себя и превратитесь в него, а поможет нам волшебная палочка. Я тоже с вами превращусь.
Передаётся волшебная палочка, дети и я называем, каким цветком стали.
- вы все были детьми, а ощутили себя разными цветами.
Превращаемся все обратно в добрых и умных ребят.
Упр. 2. «Что нас объединяет»
Правила.
Человек, у которого мяч, говорит: «Я думаю, что нас объединяет…..» и кидает мяч другому, другой ловит и говорит, согласен или нет, и выдвигает своё утверждение.
Практическая деятельность включает в себя упражнения«Снежинки» и «Клубок». Цель- формирование умения взаимодействовать, находить пути решения проблемных ситуаций.
Для перехода от простого к сложному материалу использовались сказка и пример из жизни.Используется образ паралимпийской чемпионки Александры Францевой для олицетворения людей с особыми возможностями здоровья. Этот пример является демонстрацией успешной самореализации человека с особыми возможностями здоровья. Далее вводится стихотворение с целью побудить в детях светлые чувства и положительное отношение особым людям.
3. Выведение темы урока, установка проблемной ситуации.
Прошу обратить внимание на экран.
Слайд 1.
«Кроссенс»
- Попробуйте определить тему нашей встречи.
- Вы правы.
Слайд 2.
- Моё название созвучно вашим.
- Л. Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками: «… вода во всех реках одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая».
Упражнение «Все мы разные»: садимся в полукруг.
- Сейчас мы выполним упражнение, которое ещё раз нам докажет, что все мы разные. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите верхний правый уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Разверните листы и положите их на пол в круг.
Попробуйте найти среди остальных получившихся снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?
-Листочки были одинаковые. Инструкция бала одна на всех.
- Почему же снежинки получились все разные?
- Вы большие молодцы!
- Послушайте сказку.
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола была у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном,
Звезда освещала собою весь дом,
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
- Ха-ха, хо-хо-хо!- стал смеяться народ.
- Вот чучело!- каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
А. Усачёв
-Почему к гномику не вернулась звезда? (стал как все)
- А, что было бы, если бы мы все были одинаковые? (не интересно жить).
Слайд 3. Физ. Минутка.
Слайд 4.
- Ребята, а вы знаете кто эта девушка?
- А кто может объяснить что значит «Параолимпийские»
-Это наша землячка Александра Францева.Серьезное нарушение зрения врачи обнаружили у Саши сразу после рождения, но ничего не смогли поделать. Окружающие только вздыхали: девочка никогда не увидит разноцветного мира, и судьба ее ждет незавидная. Возможно, так бы оно и случилось, но родители воспитали в дочке сильный характер, и невидящая девушка сумела наполнить свою жизнь яркими красками.
На Паралимпийских играх в Сочи Александра Францевазавоевала две золотых медали, два серебра и одну бронзу.
Александра Францева– настоящая гордость нашей страны.
Слайд 5.
Александра Францева приезжала в нашу школу.
И от всех людей с ограниченными возможностями прочитала такое обращение:
«Хоть каждый шаг даётся нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъём,
Под этим звёздным синим небосклоном
Мы любим жить и жить не устаём.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильнее, здоровее
При помощи единства и друзей.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Приходят вовремя всегда нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь».
Слайд 6.
И подтверждает эти слова фестиваль «Солнышко»
Одинаковых людей нет. У всех различные способности и возможности.
4. Упражнение «Клубок» Цель: умение взаимодействовать.
Ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности, помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники будут связаны между собой. Педагог отмечает, что вот так связаны между собой люди, связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками.
Педагог предлагает переместиться участников с одного места на другое.
- Трудно ли было перемещаться?
Вывод: для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определённые правила.
Слайд 7.
Но самое главное правило мы прочитаем все вместе не торопясь, чтобы понять и запомнить.
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе»
- Все люди имеют одинаковые права на пользование благами мира и одинаковые права на уважение.
Слайд 8.
5.«Синквейн»
1. первая строка: одно слово – существительное (тема синквейна, которая обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь);
- вторая строка: два слова - прилагательные (описание признаков и свойств, выбранного в синквейне предмета или объекта);
- третья строка: три слова - глаголы (описывают действия, которые относятся к теме синквейна);
- четвертая строка - целая фраза (это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы);
- пятая строка - это слово-ассоциация (своё отношение к данной теме, чувство или сравнение).
-Всем большое спасибо за работу.
В ходе занятия применяютсяздоровьесберегающие технологии: детям предлагаются различные способы размещения в аудитории: сидя, стоя, лежа, как им удобно.Физкультминутка проводится в качестве динамичной паузы между заданиями, требующими повышенной концентрации внимания.
Вся информация должна быть представлена в доступной форме и понятна детям.
Заключение
Данное мероприятие призвано помочь сформировать многосторонне развитого в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях ребенка.
Факторами, оказывающими влияние на формирование доброжелательного, творческого классного коллектива являются: благоприятный климат в классе, занятия с педагогом - психологом, поддержка родителей.
Объективно оценивая результаты и достижения учащихся, и прогнозируя свою деятельность, вижу необходимость в совершенствовании системы работы по развитию нравственного сознания в поведении детей.
Библиографический список
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
- Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21.12.2012 №273 – ФЗ.
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
- Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155).
Скачать конспект
Скачать презентацию
|