Цель: создание книги лекарственных растений(Лэпбук).
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивающие: развивать игровое творчество, смекалку. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям.
Направления работы:
Для детей:
Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.
Для педагогов:
Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.
Для родителей:
Отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Бабушкины рецепты», помощь в подборе информации.
Проект рассчитан на детей 6-7 лет и их родителей.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность проекта 1 месяц.
Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
Составление перспективного плана на месяц.
Воспитатели – главные действующие лица в организации работы. .
Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.
Подготовка материала и оборудования.
Для проведения исследования понадобиться:
• Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
• Карандаши, фломастеры.
• Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
• Высушенные растения и их плоды.
Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.
Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
Освоение проекта:
Разделить группу детей на две рабочие подгруппы.
1 подгруппа
Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).
2 подгруппа
Оформление выставки «Наши зеленые друзья»»
Рисунки детей.
Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.
1.Чтение литературных произведений.
• Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А.Стрижева.
• Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”,
• Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”,
• Н. Павловой “Загадки цветов”,
• А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
2.Беседы.
2.1.Беседа «Зеленая аптека»
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
2.2. «Друг или враг».
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений , а также с изображением вредных для здоровья человека растений.
3.Занятие «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.
4.Видеоэкскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов( крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.).Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5. Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник.
6. Дидактические игры.
6.1. Дидактическая игра «Вершки – корешки» – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица).
6.2. Дидактическая игра «Узнай растение»– упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).
6.3. Дидактическое упражнение «Определи по запаху» (мята, душица и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.
7.Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники»