Здравствуйте, ребята. Назовите, пожалуйста, ассоциативный ряд к слову «общение». (разговор, диалог, телефон и т.д). Почему для человека общение очень важно? (передача информации, чувств)
Слайд 1. Эта загадка об одном из способов общения, ему мы посвятим этот урок:
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)
Подсказка: «Этот предмет изображен на слайде».( письмо, компьютер, телефон)
Наш урок будет посвящен древнему, благородному искусству - умению писать письма. Запишите в тетрадь дату, классная работа, тему урока «Письмо».
2.Активизация знаний учащихся. Цели: коррекция и развитие памяти, зрительного восприятия, устной связной речи.
Слайд 2. (изображение наскальных рисунков, древних иероглифов, пиктограмм, грамот) С помощью письма люди общались друг с другом на расстоянии, сообщали друг другу новости, рассказывали о главных событиях своей жизни, поддерживали в трудные минуты, разделяли радость. Письма писали на камне, на глине, на бересте и папирусе. Древние письмена больше напоминали рисунки – пиктограммы. Как вы думаете, легко ли было читать такие письма? Почему? Более поздние письма на бумаге - это уже каллиграфическое искусство. Как вы думаете, легко ли было писать такие письма? Почему?
Слайд 3. ( Портрет Петра I и образец письма) В 1708 году Петр 1 ввел гражданский шрифт вместо церковнославянского. Была издана «Кумплементальная книга» (книга с образцами писем). Один из образцов таких писем: Просительное письмо одного мужчины к женщине: « Моя госпожа! Я перед долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде Инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».
Слайд 4. (уважительно, почтительно, пренебрежительно, с симпатией, с любовью, с ненавистью) Используя слова на слайде, скажите: «Как относится этот мужчина к женщине? С каким чувством он обращается к женщине?». Вывод: в письме можно показать не только события , но и чувства.
Слайд 5. (Дед Мороз читает письма) Время все меняет. Меняется и наша речь. Меняются средства связи. Письмо постепенно уходит в прошлое. Но я надеюсь, что сегодня мы научимся писать такие же красивые письма. Ведь на свете остался один волшебник, который один раз в год исполняет все желания только тех детей, которые написали ему письмо. Догадались, о ком идет речь? ( Дед Мороз)
3.Новый материал
Цели: познакомить с видами письма, частями письма, коррекция и развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать. Помогут нам научится правильно писать письма герои киносказок.
Слайд 6.( кадры из кинофильма «По щучьему веленью») Вспомните героев этой сказки и события, происходящие в ней.
Работа в парах.
Слайд 7. (Виды писем: письмо – поздравление, письмо- сообщение, письмо – пожелание) Перед вами лежит белый конверт. Прочитайте на конверте имя адресата: «Емеля», имя отправителя «Щука». Откройте конверт - в нем три письма. Прочитайте их и скажите, какое из этих писем письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо - сообщение? Обоснуйте свой ответ.
Емеля!
Не лежал бы ты, Емеля, на печи. Не жевал бы ты, Емеля, калачи. Не мучил бы ты, Емеля меня своими просьбами. А сам научился бы делу доброму. Оно бы тебя кормило бы и поило. И люди бы стали тебя уважать!
Крепко жму твою руку, да будет она работящей. Твоя Щука.
Уважаемый Емеля!
Рада, что ты послушал моего совета. От всей души поздравляю тебя с окончанием колледжа. Теперь ты станешь настоящим мастером своего дела. Будешь приносить людям пользу и радость.
Надеюсь на твой успех. Щука.
Здравствуй, дорогой Емеля!
Пишу тебе из проруби. Мне здесь очень нравится. Но за тобой скучаю. Приходи, расскажи о своих успехах в труде. Может, я помогу тебе своим советом.
Твоя старая знакомая Щука.
Запись в тетрадях видов письма. Для ответа на вопрос какую часть письма (первую, среднюю или заключительную ) вы использовали.
Слайд 8. ( Части письма: 1.Приветствие и обращение.
2.Изложение о предметах, интересующих адресата.
3.Заключение состоит из изъявления чувств, даты и собственной подписи.) Найдите в этих письмах приветствие и обращение. Сравните их. Как вы думаете, почему они менялись? ( Менялось отношение к Емеле) Аналогично сравните заключительную часть писем. Записать части письма в тетрадь.
Слайд 9. ( кадры из кинофильма « Василиса Прекрасная») Вспомните приключения героев этой сказки. Баба Яга в русских народных сказках персонаж страшный, злой, вредный. Давайте с помощью вежливых слов попробуем разбудить в ней добрые чувства.
Слайд 10. (Словарь: здравствуйте, доброго, вам, здоровья, уважаемая, многоуважаемая, замечательная, завлекательная, дорогая, милая, волшебница, чародейка, бабушка, бабуля) Составьте приветствие и обращение в письме к Бабе Яге, используя слова на слайде. Если к Бабе Яге всегда обращаться такими словами, изменится ее характер? Какой она станет?
Слайд 11. ( кадры из кинофильма «Конек – Горбунок») Вспомните, пожалуйста, какие задания Конек-Горбунок помог выполнить Иванушке. Вот и нас Конек решил выручить – дать правила написания письма. Пока скакал через поля, через моря, правила рассыпались на части. Слайд 12.
Пиши ясно,… чужих писем.
Не пиши … хорошей бумаге.
Ставь число и … дурного.
Не задерживай… просто, сжато.
Пиши на … подпись.
Не читай … ответ. Составьте из данных слов правила и запишите их в тетрадь.
Физминутка
Цели: здоровьесбережение, коррекция и развитие координации движения.
Слайд 13. Музыкальный отрывок из кинофильма « Марья – искусница»
4.Закрепление.
Цели: упражнение в написании письма, коррекция и развитие связной письменной речи; формировать интерес к отечественному кинематографу.
Творческая работа. Теперь мы знакомы с правилами написания письма. Я предлагаю вам написать письмо режиссеру фильмов, герои которых сегодня побывали у нас в гостях и помогли узнать много нового о письме.
Слайд 14. ( портрет Александра Артуровича Роу) Когда мальчику было 9 лет, его отец покинул Россию, оставив тут семью. Мама болела, поэтому Александр с 10 лет работал, где мог. Параллельно работе закончил киношколу и драматический техникум. С 1937 года Роу — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени М. Горького). Его увлечением стали русские народные сказки. На этих сказках выросли ваши родители. Многие известны и вам. 2016год - объявлен годом Кино. Кино - это искусство, благодаря которому мы не только развлекаемся или отдыхаем, но и учимся отличать добро и зло, учимся жить. Такими учебниками для миллионов детей стали сказки Александра Артуровича Роу. Ему мы и посвятим наше первое письмо.
Работа в группах. Для начала мы должны выбрать приветствие и обращение. О чем можно сообщить в основной части?
Слайд 15.( Где и когда мы вспоминали киносказки? Чему помогли научиться их герои? Что мы узнали из писем щуки? В кого превратили Бабу Ягу вежливые слова? Что хочется сказать Александру Артуровичу за его творчество? )
Опираясь на вопросы на слайде запишите сообщение об уроке. Заключительную часть начните со слов: «Обещаем…»
Примерная запись.
Уважаемый Александр Артурович!
Сегодня на уроке мы вспоминали ваши киносказки. Их герои помогли нам научиться писать письма. Из писем Щуки мы узнали, что Емеля стал мастером. А вежливые слова превратили Бабу Ягу в добрую старушку. Спасибо вам за ваше творчество.
Обещаем посмотреть все ваши сказки. Ученики 6 класса.
5. Подведение итогов
Цели: обобщить полученные на уроке знания, коррекция самооценки и самоконтроля
Презентация письма по плану:
Назвать вид письма
Чтение письма с называнием частей письма.
Какое правило соблюдали при написании письма?
Рефлексия:
На уроке я узнал… На уроке мне понравилось… Мне захотелось… Я буду ….