Submitted by Денис Горбачёв on Tue, 06/12/2016 - 09:45
Организационно-мотивационный блок
Методические рекомендации
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я рад встречи с вами, и у меня хорошее настроение.
А какое у вас настроение?
Покажите символ, которому соответствует ваше настроение.
На данном моменте необходимо определить эмоциональный настрой учащихся в начале урока.
Стадия вызова
Скажите, что нарисовано на этих картинках? (Предполагаемые варианты ответов(ПВО) Горы, плоскогорья, равнины, речные долины).
А если сказать это одним словом то, это (ПВО рельеф)
А почему он разный (ПВО на него действуют различные природные явления)
А какие бывают природные процессы формирующие облик нашей планеты (ПВО внешние и внутренние)
Соотнесите природное явление с изображением или фотографией рядом.1-в, 2 – а,е, 3 – д,г,в, 4- б.
А кто из вас интересуется новостями, которые происходят в мире?
Вопросы:
Какие явления литосферы, которые мы изучали, происходят в мире, и где?(Предполагаемые варианты ответов(ПВО)медленные вертикальные явления, горизонтальные движения, землетрясения в Чили, Японии, Тайланде, на севере Сахалина, Горно-Алтайске.)
А какое еще литосферное явление может происходить в природе, я вам дам подсказку «Из кратера вырвалась огненная лава, сопровождаемая сильными выхлопами газа, возник своеобразный ярко – красный фонтан, бивший на высоту более 100м. Через 10 минут он обессилел, но из кратера по склону потекли языки лавы. Вырвался и достиг высоты 2 км столб пепла. Он стал оседать на улицах, дорогах, крышах домов. На центральной улице толщина выпавшего пепла достигла 20 см.» ?( Это извержение вулкана)
Кто ни будь слышал о каком либо вулкане?(ПВО – Плоский Толбачик 2013 на камчатке,Эйяфьядлайекюдлемв Исландии 2011г.)
А теперь помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.(ПВО – Вулканы)
Демонстрация слайда №2
Слайд №3
Слайд №4
Демонстрация слайдов с изображениями горообразования, последствий землетрясений в Чили, Японии, Тайланде.
Слайд с названием темы
Заполнение таблицы:
Раздаточный материал
Хочу узнать
Место извержения
Виды вулканов
Составляющие вулкана
– впишите в первую колонку все, что знаете о вулкане, используя ключевые понятия. Обменяйтесь известной информацией в парах. Когда коллективное обсуждение завершилось, переходим к заполнению таблицы, колонки №1 и колонки №2 самостоятельно.
Определение ключевых понятий, необходимых для изучения нового материала. Систематизация уже известных знаний по данному вопросу.
На основе второй колонки (Хочу узнать) какие вопросы мы можем поставить. Сформулируйте задачи сегодняшнего урока:
Изучить новые понятия: “вулкан”, “жерло”, “кратер”, “очаг”, “магма”, “ лава”, познакомить учеников с строением вулкана;
Сформировать представление о вулканизме, механизме образования и строения вулканов, их типов;
Определить значение вулканов, показать их отрицательное и положительное воздействие;
Выяснить: как человек ведет наблюдение и накапливает информацию об этих объектах и для чего она нужна.
Вписанные вопросы являются планом урока. Данный прием позволяет подвести учащихся к формулировка целей урока. Демонстрация осуществляется с помощью презентации, а раздаточный материал позволяет распределить время урока.
2 Информационно-аналитический блок
Стадия осмысления
Как вы думаете, в прошлом людей волновали вопросы «дымящихся гор», их строения. И как они могли это обосновывать это явление?
Делаю вступительное слово. В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие.
А кто, в древности испытал на себе всю мощь этой природной силы? (ПВО – Помпеи от вулкана Везувий).
Пытаемся дать определение понятиявулкан.
Вулкан – это конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются: лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел и мелкие камешки.
Какие причины могут заставить лаву выйти на поверхность? (ПВО – магматическая масса под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх.)
У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненную жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность.
Что произойдет если гора покрыта снегом.( ПВО -Если до извержения вершина вулкана была покрыта снегом и льдом, то раскаленная лава растапливает их.)
Перехожу к строению вулканаопираясь на новые понятия:
Пользуясь схемой давайте вместе дадим следующие определения:
Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы
Магма – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Очаг магмы – место на глубине, где плавится магма.
Лава – магма, излившаяся на поверхность. Температура 750-1250 С. Скорость течения 300-500 метров в час.
Зачитываю отрывок про лаву: «Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом было невозможно из – за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 3- - 40 метровой коркой, которая растрескалась многочисленными трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была накалена до жёлто – красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут – то было: она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня»
При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль (водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканические бомбы.)
А где могут происходить извержения? И как изливается лава?
Данным приемом мы позволяем осознано запомнить понятия.
Демонстрация слайда №8 Аудио фрагмент
Всем классом.
Слайд с подведением итога по определению вулкана.
Итог слайд 12
Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.
Слайды с систематизацией ответов учащихся.
Слайд № 13
Вместе с учащимися
Использую презентацию с изображением строения вулкана.
Аудио фрагмент
Слайд 14, 15
Демонстрирую очередные слайды.
Групповая работа слайд № 16
А все ли вулканы извергаются, или действуют? (ПВО – не все не которые действующие, но есть и не действующие.)
Вулканы бывают действующие, потухшие,уснувшие. Подумайте что означают эти типы вулканов. (ПВО
Действующие– вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время;
– бездействуют много тысяч лет;
– об из деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.)
Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье и в Африке.
Если есть вулканы значит есть и наука которая их изучает – это вулканология. А как называют ученых изучающих вулканы? (ПВО вулканологи) А чем они занимаются? (ПВО - делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения).
Для чего изучают вулканы?
Вулканы – это «окна» в глубины земли. Их извержения дают ученым сведения о свойствах веществ находящихся в литосфере на глубине в несколько сот километров. Их изучение помогает открыть тайны образования полезных ископаемых. На вулканических станциях исследователи ведут наблюдения за поведением вулканов, изучают лаву и выделяющиеся газы.
Групповая работа учащихся, в парах обсуждают поставленные вопросы.
Свое изложение учебного материала сопровождаю показом иллюстраций презентации.
Вместе с детьми отвечаем на вопросы.
А какая рольвулканов? (ПВО
Вулканы – “ созидатели” новых земель, чудесные земледельцы;
Поставщики минералов, строительных материалов;
Создатели многочисленных месторождений руд;
Источники геотермальной энергии;
Вулканы сеют смерть и разрушения.
Подведение общего анализа ответов учащихся. Слайд №24, 25
Стадия рефлексии
Давайте вновь откроем таблицу и опишем, что мы узнали. В раздаточном материале учащиеся заполняют третью колонку (Узнал)
В данном моменте учащиеся могут систематизировать полученные знания, новые понятия.
Провожу интеграцию с информатикой. Давайте представим, что мы с вами вулканологи. И наша задача показать, что произойдет: если проснется один из дремлющих вулканов. Создание компьютерной презентации, с использованием анимации, в парах в компьютерном классе. Тема: Строение вулкана. И его извержение. С восстановлением перепутанной логической цепочки. Правильный ответ: 2, 4, 1, 3, 5, 6
Прием «перепутанная логическая цепочка», позволяет проанализировать степень понимания учащимися логики изучаемого явления, через установление причинно-следственных связей.
Интегрируя географию с информатикой мы повторяем тему «Моделирование окружающего мира». Что позволит закрепить причинно-следственные связи на уроке географии особенно на стадии рефлексии.
В презентации оставляю перепутанную логическую цепочку.
Домашнее задание
В природе есть еще одно явление похожее на вулканизм и о нем вы можете узнать из текста
§19, с.57 – 61.;
Нанести на контурную карту действующие и потухшие вулканы Европы;
Изготовить макет вулкана.
При формулировке домашнего задания осуществить дифференциацию с учетом интересов учащихся
Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас? Я благодарю вас за работу.
При завершении урока необходимо поинтересоваться эмоциональным состоянием учащихся.