Игровые упражнения для автоматизации изолированного звука, звука в слогах, в словах
Работаю учителем-логопедом с 2001 года. С 2001 года по 2015 год в "Сиверском специальном (коррекционном) детском доме". С 2015 года в "Центре развития ребёнка-д/с № 53".
Основная деятельность дошкольника – это игра. Через игру он познаёт окружающий его мир, учится жить в нём.
Мы знаем, что игры развивают разные анализаторы ребёнка: зрительные, слуховые, тактильные. А мышление дошкольника переходит с наглядно-действенного на наглядно-образный уровень.
Опираясь на все эти основополагающие части, авторы методик коррекции письменной речи Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, предложили письменную строчную букву «б» заменить на образ белки с поднятым хвостом; букву «д» - на образ дятла, опирающегося хвостом о ствол дерева. Всё это опирается на зрительную ассоциацию – картинка-буква – символ-буква.
Вот и я, имея опыт работы с детьми с нарушениями речи, решила переложить эти знания на более младший возраст.
Пока дети не имеют зрительного контроля – букв, мы предлагаем им поставленный звук в виде картинки-символа.
И здесь нет предела творчеству!
Классическую «песенку водички» я представила в виде ручейка, поющего с цветами; звук «пароходик» в виде улыбающейся лодочки с флажком-язычком, поющего с рыбками; «песенку жука» в виде жука, перелетающего с одного цветка на другой; «песенку комарика» в виде комара, перелетающего с одного камыша на другой; звук [ц] виде белочки, собирающей грибы или прыгающей с листочка на листочек; «песенку тёплого ветерка» - [ш] виде дерева с листочками; звук [т] в виде молотка; звук [к] в виде капли, падающей в лужи. А каждый цветочек, листочек, грибочек, рыбка, лужа имеют символы артикуляции гласных звуков, т.е. поют гласные звуки.
С помощью этих игр можно отрабатывать изолированный звук, звук в обратных и прямых слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
С этой же целью использую игрушку «Помощник», а также игры с прищепками «Выложи узор», «Гаражи», «Пальчики здороваются».
Но есть ещё одно творческое отступление.
При дифференциации свистящих-шипящих звуков использую игру «Ветерок - водичка». Цель которой, различать в слогах, словах смешиваемые звуки. Если в слове слышится звук [ш] – дети поднимают руки вверх над головой и раскачиваются, изображая дерево на ветру. Если звук [с] – приседают, показывая полоскательные движения.
Есть ещё символ-картинка «мостик», обозначающий изогнутый язычок, прячущийся за нижними зубами. Символ звука [с]. «Чашечка», над которой вьётся вверх пар, обозначая, что язык мы ставим за верхние зубы.
Имея такие нехитрые игры, можно не только научить, но и заинтересовать игрой любого ребёнка «капризулю, нехочуху».
Играйте, выдумывайте, творите, а иначе зачем.
Цель: автоматизация поставленных звуков.
Задачи: развитие слухового и зрительного восприятия и памяти; дифференциация оппозиционных звуков; развитие мелкой моторики.
|
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
Игры на первый взгляд простые, но очень интересны для детей. С Вашего позволения, буду с удовольствием применять их в своей работе с детьми!
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
Спасибо за тёплые слова. Простые идеи упрощают трудности. Так и в нашей с Вами работе. Перемещая картинки-сиволы, у детей появляется мотивация к правильному произнесению звуков, слов, предложений.
Творческая работа!
На: Творческая работа!
Спасибо за внимание к моей скромной работе. Надеюсь, что специалисты что-нибудь возьмут себе на заметку.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
Все логопеды хорошо знают, что процесс постановки и автоматизации звуков очень трудоёмкий, кропотливый и может занимать длительное время.Чтобы увлечь и заинтересовать ребёнка данной работой приходится использовать разные творческие приёмы. Предложенные Вами приёмы работы по автоматизации и дифференциации звуков позволяют разнообразить этот процесс и сделвть его занимательным и увлекательным для ребёнка. Спасибо.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
С уважением отношусь к Вашему мнению. Спасибо.
Материал интересный, но
Материал интересный, но хотелось бы видеть больше наглядности.
На: Материал интересный, но
Наглядность прикрепляю. Простые картинки, которые с радостью перемещают дети, стараясь своим правильным произнесением автоматизируемых звуков порадовать своих героев.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
Спасибо, Очень хороший материал. Удачи вам, в нашем нелегком деле!!!!
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мустаева
У каждого ребенка с нарушениями речи процесс постановки и автоматизации звуков очень индивидуален.Когда он проходит трудно, большую помощь логопеду и ребенку оказывают звуки - символы. Ребенку проще и понятнее посмотреть картинку - символ, поставить язычок в нужную артикуляционную позу и произнести автоматизируемый звук. С помощью символов работа по автоматизации и дифференциации проходит значительно эффективнее и быстрее.Хороший прием.