Я - учитель-логопед детского сада
Я, Федотова Лариса Дмитриевна, работаю учителем-логопедом больше 30 лет со взрослыми и детьми города Гатчины и Гатчинского района (МБДОУ № 10 и ПНО Гатчинской городской клинической больницы). За это время я убедилась, что каждый новый человек, нуждающийся в помощи, - это новый образовательный маршрут, новый подход к реабилитации, который непременно требует от педагога творческого подхода, самоотдачи, беззаветного служения делу, которое ты выбрал.Часто имеющиеся дидактические пособия и материалы не отвечают поставленной задаче, делая уже возможности коррекции, поэтому возникла необходимость творчески дорабатывать имеющиеся пособия, а порой и изобретать свои. так были разработаны и изготовлены дидактические игры, сценарии праздников, адаптированные стихи, пальчиковый театр, которые были опубликованы в журналах "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика", сборниках ЛОИРО. Использование этих материалов позволило не только успешно реализовать задачи коррекционного процесса, но и оптимизировать процесс обучения, стимулировать у детей познавательный интерес и творческую активность.
Оптимизация коррекционной работы средствами игр и пособий.
Дошкольный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития речи, а значит и интеллекта ребенка, так как составляющими интеллекта являются:
- Внимание
- Воображение
- Память
- Речь
- Мышление
В этом возрасте мышление ребенка переходит из наглядно-действенного в наглядно-образное и словесно-логическое, что не может не сказаться на особенностях работы с дошкольниками. Упустив сензитивный период развития, его почти невозможно наверстать и компенсировать в будущем, тогда обучение в школе становится неуспешным. Кроме того в мозгу человека имеются специальные клетки нейроны «ожидающие информации», которые не получив этой информации исчезают, заменяясь соединительной тканью. Своевременное развитие речи должно проходить системно и всесторонне, так как речь – это функциональная система, в работе которой участвуют многие анализаторы: двигательный, слуховой, зрительный и многие другие чувства. При этом один из анализаторов является ведущим в получении информации. Примерно 36% людей пользуются в познании и восприятии двигательным анализатором, ведущим является тактильное восприятие рукой. 34% познают мир зрительным анализатором. Только 26% – слуховым анализатором и 4% – обонянием.
До недавнего времени обучение было неоправданно основано на подаче информации за счет слухового анализатора и частично зрительного. Тогда как дети с ведущим двигательным анализатором «выпадают» из процесса получения информации. Современные зарубежные образовательные системы предлагают подход к обучению с использованием равномерно всех анализаторов – так называемый метод тотальной коммуникации. В познавательную деятельность включается тактильное обследование, визуальное и слуховое восприятие обонятельная информация. Ребенок превращается в маленького исследователя. В своей познавательной деятельности он ставит вопросы, ответы на которые частично находит сам, частично с помощью взрослого (педагога или родителя).
Удачной формой для включения в деятельность является использование игр и игровых пособий многофункционального назначения.
Во-первых, потому что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит использование игр в коррекционном процессе позволит добиваться максимально эффективного результата не угнетая или травмируя психику ребенка.
Во-вторых, специально разрабатывая обучающие игры и пособия, становиться возможным сделать максимальный акцент на решение той проблемы, которая актуальна в данный момент, попутно решая и остальные коррекционные задачи: ликвидацию аграмматизмов, коррекцию звукопроизношения, развитие связной речи, формирование фонематического анализа и синтеза, развития слухового и зрительного внимания, обогащение пассивного и активного словаря. Формирование обобщений, развитие общей и мелкой моторики, гнозиса и праксиса, профилактики дисграфии и дислексии.
В-третьих использование ребенком полученных в игре навыков достижения цели способствует формированию мотивации к учебной деятельности. Хорошие результаты окрыляют ребенка, заставляют его поверить в себя и в собственные силы и тем самым оптимизирует коррекционный процесс.
Несомненно, что предлагаемые игры помогут учителю-логопеду в его работе, а возможно и натолкнут на создание собственных творческих игр и пособий, что будет способствовать профессиональному росту педагога.
КРОШКА ЕНОТ
Дидактическая игра для детей дошкольного младшего школьного возраста
Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Играть могут от 1 до 5 детей одновременно. Время игры не ограничено.
Цели:
-
Подготовка руки к письму (нажим, нагрузка), развитие мелкой моторики пальцев и активизация тонуса двигательной зоны коры больших полушарий.
-
Развитие зрительного внимания, гнозиса, практиса.
-
Активизация словаря и уточнение знаний по обобщениям: овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, мебель, времена года и т.п.; закрепление знания цвета и формы.
-
Развитие слухового внимания.
-
Развитие точности ориентировки в пространстве (уточнение представлений право-лево, верх-низ, верхний левый угол и т.д.).
-
Обучение чтению и счету, профилактика дисграфий.
-
Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза.
-
Упражнение в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения.
-
Развитие связной речи.
-
Воспитание умения работать дружно, рядом, не мешая друг другу, договариваться о совместной деятельности.
-
Развитие процессов памяти, воображения; творчества.
-
Оптимизация процесса обучения.
Материал и оборудование: рамка с сеткой для укрепления прищепок. Ячейки с прищепками 6-7 цветов по 7-10 каждого цвета.
|
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Лариса Дмитриевна, спасибо! Очень интересная и полезная игра. С Вашего позволения, стащу ее к себе в копилочку!
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
спасибо за положительную оченку моей работы.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Лариса Дмитриевна, "Крошка Енот" - очень интересный и актуальный материал. Увидела новые возможности использования прищепок. Обычно детки очень любят игры с прищепками, выкладывание узоров. Спасибо за интересную, многофункциональную, а главное, особенно ценную в группах компенсирующей направленности, находку.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Очень рада, что вам понравился материал.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Змечательный материал. Особенно понравились стихи и картинки. Картинки можно сделать на бумажном носителе и давать детям для самостоятельной деятельности как образцы. Про Новый год давно искала такое стихотворение. Думаю использовать, в следующем году. Пока мои воспитанники ещё маленткие.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Спасибо за комментарий. старалась подбирать материал по сезонам и по лексическим темам
Интересный материал!
Лариса Дмитриевна! Предоставленный материал очень актуален в наше время. действительно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит использование игр в коррекционном процессе позволит добиваться максимально эффективного результата не угнетая или травмируя психику ребёнка.Спасибо!
На: Интересный материал!
Спасибо за комментарий. Считаю, что игры с манипуляциями с предметами - хорошая психологическая разгрузка сочетающая развитие мелкой моторики и творчества у детей.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Существует много различных приёмов и методов работы по развитию мелкой моторики у детей, в том числе и упражнения с прищепками.Но приём работы по укреплению прищепок на специальной рамке, предложенный Вами, увидела впервые. Лариса Дмитриевна, спасибо за интересную творческую находку.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Федотова
Спасибо за комментарий, это моя личная разработка.