|
Образовательный проект:
«Формирование основ безопасности
жизнедеятельности детей в ДОУ»
|
Актуальность темы:
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят…
Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
- организованные формы обучения на занятиях,
- совместную деятельность взрослого и ребенка,
- самостоятельную деятельность ребенка,
- воспитание навыков поведения,
- ознакомление с окружающим,
- развитие речи,
- художественную литературу,
- конструирование,
- изобразительное искусство,
- игру.
Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта:
- Формировать и расширить представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;
- знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
- учить детей правильно вести себя в опасных ситуациях,как себя вести с чужими людьми;
- обогатить представление детей о здоровье.
- сформировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
- Сформировать навыки личной гигиены.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности.
Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:
Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.
Итоговый: продуктивная деятельность
В рамках проекта мы предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, наулице).
Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей.
Продуктами этой деятельности являются:
- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
- выставки детских рисунков,
- фотографии занятий,
- макет «Наша улица»,
- конспекты занятий и тематических дней,
- сборник «Копилка загадок»,
- мультимедийная презентация.
Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ» поможет:
- Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
- Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
- Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Уголки ОБЖ в группах оснащены:
- дидактическими играми;
- учебными макетами, перекрестками;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику;
- справочной литературой: энциклопедии, справочники;
- строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
- настольно-печатными играми;
- разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
- аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
- семейными проектами: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.
Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это:
- гибкий режим дня;
- закаливающие мероприятия;
- полноценное питание, витаминизация;
- медицинский кабинет;
- соблюдение СанПиНов;
- спортивная площадка;
- физкультурный зал;
- двигательный режим;
- музыкальный зал;
-тематические занятия.
Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей, повышению общего жизненного тонуса. На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей. Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы:
- индивидуальный диалог;
- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
- знакомство с публикацией из местной прессы;
- приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
- проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
- информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
- участие в конкурсах;
- оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.
Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает, несомненно, положительные результаты.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.
|
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта является очень актуальной проблемой. Спасибо Вам за то, что Вы поделились опытом в таком необходимом каждому человеку вопросе.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
Спасибо за интересно предоставленный материал! Будем использосать в своей работе;
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
В ходе работы над проектом дети приобретают навыки поведения на улице, в лесу, в городском транспорте, в экстремальных ситуациях,с незнакомыми людьми. Очень важно, чтобы ребенок был уверен в себе, в своих силах, тогда он сможет принять правильное решение в стрессовой ситуации. В представленном перспективном планировании по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработан специальный раздел "Эмоциональное благополучие". Проводится работа по коррекции страхов, разрешению конфликтных ситуаций. Очень важно научить детей уступать друг другу, договариваться, контролировать свои эмоции. Спасибо за интересные находки!
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
Объёмная, актуальная и очень нужная работа. Особнно понравились эксперементы в лаборатории. Думаю дети были в восторге.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
Педагогический проект, продуманный и реализованный Вами решает огромное количество педагогических задач и является жизненно важным и значимым.Тщательно продумано в рамках проекта сотрудничество с другими специалистами ДОУ, а так же с родителями. Материал заслуживает высокой оценки. Успехов.
На: Конкурс «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» - Мартирося
Основы безопасности детей это всегда важная и актуальная тема. Спасибо Вам за отличную работу. Проект интересен тем, что его всегда можно обновлять и добавлять что-то новое. Возьму себе на заметку. Успехов Вам!