Программа по внеурочной деятельности "Английский с удовольствием"
Submitted by Татьяна Александровна Ядыкина on Wed, 30/11/2016 - 12:49
Пояснительная записка
Расширяющееся международное сотрудничество России, и ее интеграция в мировое сообществоспособствуют модернизации содержания языкового образования в России. Это не могло не отразиться на обучении иностранным языкам: повысился их престиж в обществе, возросла потребность и предъявляемые требования к уровню и качеству обучения. Владение одним, а лучше несколькими иностранными языками - это необходимость сегодняшнего дня, конкурентное преимущество специалиста на рынке труда.
Знать иностранный язык - означает не только иметь большой словарный запас и разбираться в тонкостях словообразования, синтаксисе, грамматических структурах. Необходимо понимать менталитет и культуру народа, для которого изучаемый язык является родным.
Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытияуникальности и своеобразия собственной народной самобытности и историческихдостижений представителей других культур.
Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.
Стратегия обучения иностранному языку может быть общей, а тактика - различной. В современных условиях педагог выбирает систему обучения, которая больше соответствует его вкусам, методической грамотности и условиям образовательного учреждения. Они, в свою очередь, должны соответствовать современным достижениям науки и передового опыта.
Программа по внеклассной работе по английскому языку "Английский с удовольствием" углубляет знания учащихся в рамках изучения курса английского языка.В процессе работытакже формируется и развивается коммуникативная компетенция детей.
Таким образом, определяются следующие цель и задачи курса.
Цель:
Формирования коммуникативно-речевой компетенции в активных и пассивных видах речевой деятельности на английском языке, развитие у детей лингвистических способностей, навыков свободного общения.
Задачи:
- освоение слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков фонетического строя английского языка;
- умение читать и понимать адаптированные и аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной степенью проникновения в их содержание;
- умение связно передать содержание прочитанного с элементами анализа, выразить свое мнение, дать характеристику и оценку;
- умение осуществлять монологическое выступление и диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, социально-бытовой и культурной сфер;
- умение понимать на слух основное содержание аутентичных текстов и диалогов;
- освоение навыков практической грамматики;
- умение письменно оформить и передать необходимую информацию.
-овладение новыми лексическими единицами;
-формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
- формирование гражданского гуманного отношения к жизни и обществу;
- воспитание толерантности к людям другой национальности, имеющим свои традиции и культуру;
- развитие у детей желания изучать иностранный язык, потребности в познании мира зарубежных сверстников;
Занятия в дополнительном объединении способствуют овладению ребенком коммуникативными умениями, формированию представление об иностранном языке как способе познания нового мира. При этом у негоразвиваются такие качества, как общительность, коммуникабельность, желание вступать в контакт с другими людьми.
Реализация поставленных задач осуществляется в образовательном процессе через клубную форму. Она позволяет развивать у детей положительную мотивацию к изучению языка, увлекает ребенка за счет участия его в клубных мероприятиях, раскрепощает детей,создает психологически комфортную обстановку, раскрывает таланты, способствует укреплению дружеских взаимоотношений.
Целью воспитательной работы является создание атмосферы, которая открывает детям возможность развить чувство социальной общности, узнать ценность самого себя как отдельной личности.
Занятия в клубесоединяют обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делают возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Организационные условия реализации программы
Программа по внеклассной работе по английскому языку "Английский с удовольствием" рассчитана для детей 5 класса
В учебные группы набираются дети,владеющие английским языком в рамках школьной общеобразовательной программы с учетом норм наполняемости учебной группы: до 15 человек.
Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием.
Программа каждого года обучения рассчитана на 34 часа.
В целях повышения эффективности процесса обучения и уровня результативности на занятиях используется индивидуальная, групповая и коллективные формы работы. Коммуникативный подход способствует развитию умений свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Большое внимание уделяется коллективным заданиям, в которых совместная работа учащихся расширяет их словарный запас вследствие постоянного обмена лексикой и восприятия новых идиом из уст не только учителя, но и своих товарищей.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы правильно распределить время и подобрать учебный материал, но и научить детей грамотно использовать выученные языковые конструкции. Поэтому, кроме живого общения, на уроках практикуется выполнение письменных упражнений, контрольных работ, заданий из учебников и подготовленных учителем материалов.
Чтобы сделать занятия разнообразнее, а процесс запоминания новых языковых конструкций более эффективным, на занятиях используются видео и аудиоматериалы, интерактивные задания, устные и письменные упражнения. Это значительно ускоряют процесс внедрения учащихся в языковую среду. Им также предоставляется возможность использовать все дополнительные ресурсы, включая интернет и разнообразную литературу на изучаемом языке, для самостоятельных занятий дома.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
1
Инструктаж по ТБ. Введение. Зачем мы изучаем иностранный язык.
1
2
Приветствие и прощание. Знакомство.
1
3
Повседневная жизнь.
1
4
Семья.
1
5
Времена года. Погода.
1
6
Части тела. Одежда.
1
7
Описание человека.
1
8
Здоровье и болезни.
1
9
Чувства.
1
10
Страны и континенты.
1
11
Национальности, нации и языки.
1
12
В городе.
1
13
В сельской местности.
1
14
Дикие животные.
1
15
Домашние питомцы.
1
16
Путешествие по городу.
1
17
Путешествие за рубеж.
1
18
Обобщающее повторение.
1
19
Еда и напитки.
1
20
Здоровое питание.
1
21
Дом.
1
22
Мой дом- моя крепость.
1
23
Профессии.
1
24
В школе.
1
25
Идеальная школа. Проект.
1
26
Свободное время. Досуг.
1
27
Хобби.
1
28
Друзья.
1
29
Общение.
1
30
Повседневные проблемы.
1
31
Магазины. Покупки.
1
32
В кафе.
1
33
Спорт.
1
34
Я и моя жизнь. Проект.
1
Содержание программы
Содержание курса позволяет комплексно решить развивающие, образовательные, воспитательные и практические цели. Практические цели направлены на формирование умения извлекать, осмысливать, интерпретировать лингвострановедческую информацию различного типа; на достижение более высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности -аудирования, говорения, чтения, письма. Он направлен на развитие устных и письменных навыков, необходимых учащимся для общения в конкретных коммуникативных ситуациях. Для обучения диалогической речи используются выражения, которые являются реалией современной жизни, позволяющие не только быть понятым в конкретной разговорной ситуации, но и получить информацию о текущей жизни в англоязычных странах. Данная программа не требует большой домашней подготовки, в основном предполагается прослушивание лекций, CD, просмотр видео/DVD фильмов, выполнение творческих письменных заданий с привлечением дополнительной литературы, заучивание наизусть штампа-диалога.
Тексты монологического характера отобраны из аутентичных английских источников на страноведческие темы. Они снабжены предтекстовыми заданиями, предполагающими ориентацию учащимися не только на извлечение основного материала, но и на творческую интерпретацию основных идей, высказывание собственных мыслей. После текстовых заданий, предназначенных для групповой аудиторной работы, включают в себя ответы на вопросы, требующие поискового чтения, работы над лексикой, перевода отдельных отрывков. Работа с видеоматериалом проходит в такой же форме, как и с текстом, но в случае необходимости фильм просматривается несколько раз, можно останавливаться на отдельных фрагментах. Диалоги динамичны, естественны, что способствует их легкому запоминанию.
В конце каждого полугодия предусматриваются занятия обобщающего повторения.
Образовательная программа предполагает систематический контроль за усвоением знаний детьми и определению результативности обучения.
В ходе текущего контроля проверяется знание лексическо-грамматического материала по изучаемым темам. Дети готовят монологические и диалогические высказывания по изученным темам.
Одним из способов определения результативности является тестирование. Такая форма контроля кактестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть пробелы в знаниях и индивидуально подойти к возможностям компенсации пропущенных тем.
Тестирование позволяет в короткие сроки показать знания, полученные детьми за учебный год, сделать оценку наиболее объективной, оптимизировать и моментально зафиксировать результаты усвоения программного материала.
Обязательными объектами контроля будут понимание речи на слух. Говорение, чтение и письмо. Для комплексного коммуникативного подхода, осуществляемых в его рамках коммуникативных текстах, важным является не только контекст, но и использование аутентичных материалов, которые часто отражают культуру страны изучаемого языка. Кроме того, при данном подходе не делается жесткого разграничения между видами речевой деятельности, поскольку, как уже было сказано выше, опыт реального общения часто свидетельствует об их взаимодействии. В первую очередь это касается устно-речевого общения; умение говорить на иностранном языке рассматривается вместе с умением понять собеседника в ходе речевого взаимодействия. Предлагается наиболее простые формы текущего и этапного контроля:
Контроль знания лексики.
Контроль умений извлекать информацию из текста при чтении.
Контроль умений извлекать основную информацию из текста при аудировании. Формой этого контроля может быть письменное изложение содержания, ответы на вопросы, написание рассказа, письма личного характера.
Исправление ошибок должно носить аналитический характер. В зависимости от характера ошибки имеет смысл вместе проанализировать её. Следует также ориентировать учащихся на самостоятельное исправление собственных ошибок, привлекая группу лишь для их анализа или некоторых обобщений. Исправлять ошибки следует всегда, но нужно найти такую форму исправления, которая не помешает свободному общению учащихся, не создает у них страха, боязни говорить.
Прогноз результативности
В результате изучения данной программы ученики должны
Знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
-основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
-вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями (суждениями), диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и
учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства
-рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных (прослушанных) текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения;
-создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации
аудирование
-понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранным языке в различных ситуациях общения;
-понимать основное содержание аутентичных аудио- или видео- текстов познавательного характера, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ),
-уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
- оценивать важность (новизну) информации, определять свое
отношение к ней;
чтение
-ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его
содержание по заголовку;
-читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические,
используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое -поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи
письменная речь
-описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране(странах) изучаемого языка, составлять письменные
материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности,
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого
языка.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
2) расширение возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях,
3) участия в межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
4)приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
5) ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Методические условия реализации программы
Основной методикой обучения является коммуникативный подход, с интеграцией в него части практических основ некоторых классических методов. При этом большое внимание в ходе обучения уделяется расширению лексического актива, который способствует свободной коммуникации. Постоянное общение с преподавателем на англ. языке позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и развивает наиболее эффективную форму применения лексики - мышление на иностранном языке в процессе общения (активная лексика). В процессе обучения широкое применение находят также такие методические приемы как аудирование, постановка произношения, чтение адаптированных или неадаптированных текстов, пересказ, ситуационные диалоги и обсуждения), выражение своего собственного мнения и др. Грамматический материал выступает фундаментом правильно выстроенной речи.
Развивающее и проблемное обучение являются основными педагогическими технологиями, применяемыми на занятиях дополнительного объединения. Они предполагают активное взаимодействие учителя и учащихся, развитие продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальныхэмоций школьников, творческое усвоение ими знаний по изучаемым темам.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.Новый материал подробно объясняется для всех, с комментариями каждого из его аспектов.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как совместные обсуждения поставленных вопросов, творческие задания.Этот принцип обеспечивает создание условий для речемыслительной активности школьника в каждый момент обучения.
Личностного подхода - приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума, раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.На основе этого принципа происходит социализация ребёнка: осознание и освоение им современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни. Учитель уделяет больше время на подготовку более слабым ученикам.
Принцип реальности - предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
Принцип гуманности - предполагает уважение чести и достоинства личности ребенка, формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности.
Принцип научности-развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе.
Принцип природосообразности - предполагает основу на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.
Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия - состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения, а именно предоставление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи.
Также используются частно методические принципы обучения иностранному языку:
Принцип аппроксимации – в процессе общения игнорируются те ошибки в языке, которые не препятствуют правильному пониманию речевого общения.
Принцип коммуникативной направленности – многократное решение коммуникативных задач, что приводит к формированию практических умений и навыков, по овладению языковым материалом.
Принцип устного опережения в обучении чтению и письму - обучение организованно таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением и письмом становится основной задачей.
Принцип сочетания речевых образцов с речевой практикой – идет закрепление теории практическими заданиями.
Среди интерактивных подходов на занятиях клуба путешествий можно использовать следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Проекты и презентации;
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, "ученик в роли учителя", "каждый учит каждого".
Список Литературы.
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 2008с.