Данные об авторе
Автор(ы):
Тбоева Елена Ивановна
Место работы, должность:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Тбоева Елена Ивановна.
Место работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Каширский муниципальный район Московская область
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
ОРКСЭ, модуль «Светская этика»
Класс
4
Тема и номер урока в теме
«Дружба» №15.
Предметная программа и её автор
Р.Н.Бунеева, Д.Д.Данилова, З.И.Курцева М.: Просвещение, 2012
Цель урока:
Создание представлений у учащихся о понятии «дружба», «настоящий друг», умение самостоятельно формулировать тему урок, формирование у учащихся навыков работы в команде, умение слушать других людей, формулировать свою точку зрения, объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Тип урока
Урок объяснения нового материала.
Модель организации УПД младших школьников
АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя
1 ПК – 8 учеников – работа в группах
Необходимое оборудование
Проекционное оборудование, компьютер с подключением к Интернету, интерактивная доска, презентация, аудиозаписи, раздаточный материал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
I.
II
III
Организация деятельности учащихся.
Формулировка темы урока.
Работа по теме урока. Основной.
Самостоятельная формулировка темы урока.
Формулировка понятия «дружба»
Знакомство со стихотворением.
Актуализация учебного действия.
Слушают аудиозапись
Вступают в диалог с учителем.
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Мотивирует к учебную деятельность.
Организует демократическую беседу
Создает условия для актуализации учебного действия:
Акцентирует внимание на стихотворении А.Барто.
Аудиозапись.
«Дружба»
Презентация слайд 3.
слайд 4.
1-2 мин.
4 мин.
15 мин.
IV
Закрепление знаний.
Постановка проблемного вопроса.
Работа с пословицами.
Учить объяснять смысл пословиц.
Знакомство с содержанием притчи.
Связать полученные знания с жизненным опытом детей.
Учить оценивать себя.
Рассказы В.Осеевой
повысить уровень формируемых знаний на основе работы над рассказами.
Высказывают своё мнение.
Проверяют по презентации. Объясняют смысл пословиц.
Физминутка
Слушают притчу. Вступают в диалог с учителем.
Слушают стихотворение рассказывают о своих четвероногих друзьях.
Оценивают себя как друга(подругу) в результате выполнения теста.
Работают в группах. Читают рассказы и анализируют их 1-я группа «Синие листья»,
2-я группа «Три товарища»,
3-я группа «До первого дождя»
Ставит проблемный вопрос: -Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом?
Проводит игру «Собери пословицу»
Проводит рефлексию данного этапа урока
Акцентирует внимание детей на притче «Настоящий друг»
Читает стихотворение «Друг»
Проводит тест на тему: «Какой я друг?»
Организует самостоятельную работу с последующей проверкой
слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
18
мин.
Расширить знания о нравственных качествах личности.
Рефлексия
Работают с раздаточным материалом, выбирают из предложенных качеств личности, качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Хоровое чтение стихотворения со слайда.
Работают со «Цветиком-семицветиком». Слушают аудиозапись.
Организует работу на карточках. Проверяет задание.
Проводит рефлексию урока.
Презентация
Слайд 10.
Слайд 11.
Аудиозапись «Ты да я, да мы с тобой»
V
Итог урока. Домашнее задание.
Подводит итог урока. Объясняет дом. задание.
Выставляет и комментирует отметки.
Слайд 12.
5-6 мин.
Раздаточный материал:
Собери пословицы и объясни их смысл.
1.«Дружба крепка не лестью, а друг богатство».
2.« Взаимное доверие лучше новых двух».
3.« Человек без друзей не знает зависти».
4. « Старый друг, а правдой и честью».
5.«Настоящая дружба основа дружбы
6. «Не богатство друг, что дерево без корней».
Карточка.
Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
Тест.
«Какой я друг» (при ответе «да» поставьте себе 1 балл.)
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём- то обидел учитель, ты заступишься за одноклассника?
5. Если одноклассник попросил в чём –то помочь ему, ты согласишься?
Сосчитай количество баллов.
1 группа: Рассказ В.Осеевой « Синие листья».
Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
-Кто главные героини рассказа? Почему Лена нарисовала синие листья? Почему она не взяла карандаш у Кати? Как вы понимаете слова учителя «Надо так давать, чтобы можно было взять»?
-Можно ли Катю назвать настоящей подругой? Почему?
2 группа: Рассказ В.Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак.
На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
-Что произошло с завтраком Вити? Как поступили в этой ситуации Коля и Миша? А Вова?
-Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом Вити? -Почему?
3 группа: Рассказ В.Осеевой « До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
- Как звали девочек из этого рассказа? В какой ситуации оказались они однажды? Правильно ли поступила Маша? Почему вы так думаете? Как вы понимаете слова воспитательницы «Видно ваша дружба до первого дождя»? Можно ли Машу назвать настоящей подругой? Почему?
Регион:
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Цель урока:
Создание представлений у учащихся о понятии «дружба», «настоящий друг», умение самостоятельно формулировать тему урок, формирование у учащихся навыков работы в команде, умение слушать других людей, формулировать свою точку зрения, объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
4
Используемые учебники и учебные пособия:
Р.Н.Бунеева, Д.Д.Данилова, З.И.Курцева М.: Просвещение, 2012
Используемая методическая литература:
Рассказы В.Осеевой, учебник по ОРКСЭ
Используемое оборудование:
Проекционное оборудование, компьютер с подключением к Интернету, интерактивная доска, презентация, аудиозаписи, раздаточный материал.
Используемые ЦОР:
Аудиозаписи песен"Ты да я, да мы с тобой", песни "Дружба", презентация.
Краткое описание:
<p>В этом уроке раскрываются черты настоящего друга, учитель на примере этого урока прививает учащимся хорошие человеческие качества настоящего друга. Провдит работу в ргруппах, где дети на примере рассказов В.Осеевой рассуждают об отношениях между друзьями.</p>
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
I.
II
III
Организация деятельности учащихся.
Формулировка темы урока.
Работа по теме урока. Основной.
Самостоятельная формулировка темы урока.
Формулировка понятия «дружба»
Знакомство со стихотворением.
Актуализация учебного действия.
Слушают аудиозапись
Вступают в диалог с учителем.
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Мотивирует к учебную деятельность.
Организует демократическую беседу
Создает условия для актуализации учебного действия:
Акцентирует внимание на стихотворении А.Барто.
Аудиозапись.
«Дружба»
Презентация слайд 3.
слайд 4.
1-2 мин.
4 мин.
15 мин.
IV
Закрепление знаний.
Постановка проблемного вопроса.
Работа с пословицами.
Учить объяснять смысл пословиц.
Знакомство с содержанием притчи.
Связать полученные знания с жизненным опытом детей.
Учить оценивать себя.
Рассказы В.Осеевой
повысить уровень формируемых знаний на основе работы над рассказами.
Высказывают своё мнение.
Проверяют по презентации. Объясняют смысл пословиц.
Физминутка
Слушают притчу. Вступают в диалог с учителем.
Слушают стихотворение рассказывают о своих четвероногих друзьях.
Оценивают себя как друга(подругу) в результате выполнения теста.
Работают в группах. Читают рассказы и анализируют их 1-я группа «Синие листья»,
2-я группа «Три товарища»,
3-я группа «До первого дождя»
Ставит проблемный вопрос: -Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом?
Проводит игру «Собери пословицу»
Проводит рефлексию данного этапа урока
Акцентирует внимание детей на притче «Настоящий друг»
Читает стихотворение «Друг»
Проводит тест на тему: «Какой я друг?»
Организует самостоятельную работу с последующей проверкой
слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
18
мин.
Расширить знания о нравственных качествах личности.
Рефлексия
Работают с раздаточным материалом, выбирают из предложенных качеств личности, качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Хоровое чтение стихотворения со слайда.
Работают со «Цветиком-семицветиком». Слушают аудиозапись.
Организует работу на карточках. Проверяет задание.
Проводит рефлексию урока.
Презентация
Слайд 10.
Слайд 11.
Аудиозапись «Ты да я, да мы с тобой»
V
Итог урока. Домашнее задание.
Подводит итог урока. Объясняет дом. задание.
Выставляет и комментирует отметки.
Слайд 12.
5-6 мин.
Раздаточный материал:
Собери пословицы и объясни их смысл.
1.«Дружба крепка не лестью, а друг богатство».
2.« Взаимное доверие лучше новых двух».
3.« Человек без друзей не знает зависти».
4. « Старый друг, а правдой и честью».
5.«Настоящая дружба основа дружбы
6. «Не богатство друг, что дерево без корней».
Карточка.
Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
Тест.
«Какой я друг» (при ответе «да» поставьте себе 1 балл.)
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём- то обидел учитель, ты заступишься за одноклассника?
5. Если одноклассник попросил в чём –то помочь ему, ты согласишься?
Сосчитай количество баллов.
1 группа: Рассказ В.Осеевой « Синие листья».
Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
-Кто главные героини рассказа? Почему Лена нарисовала синие листья? Почему она не взяла карандаш у Кати? Как вы понимаете слова учителя «Надо так давать, чтобы можно было взять»?
-Можно ли Катю назвать настоящей подругой? Почему?
2 группа: Рассказ В.Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак.
На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
-Что произошло с завтраком Вити? Как поступили в этой ситуации Коля и Миша? А Вова?
-Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом Вити? -Почему?
3 группа: Рассказ В.Осеевой « До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
- Как звали девочек из этого рассказа? В какой ситуации оказались они однажды? Правильно ли поступила Маша? Почему вы так думаете? Как вы понимаете слова воспитательницы «Видно ваша дружба до первого дождя»? Можно ли Машу назвать настоящей подругой? Почему?