Конспект внеклассного занятия «Викторина о животных»
Submitted by Алла Анатольевна Коробкова on Sat, 26/11/2016 - 23:08
Ход занятия:
Ведущий:
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири
О ком же мы сегодня будем говорить? Правильно, о наших друзьях, братьях наших меньших, о животных.
Итак, наше занятие будет построено в форме викторины. Вы разделены на 3 команды. Давайте вспомним как нужно себя вести, когда вы работаете в группе? (Слушать друг друга, находить общее решение, не ссорится)
Первое задание: придумать название ваших команд. Как только готов ответ поднимаете «домик».
Представление команд
Заработанные баллы будут фиксироваться в листе команды.
Викторина будет состоять из нескольких этапов (слайд 2): зооэпитеты – небольшая разминка, ответить на вопросы, вам нужно будет показать животное, отгадать, кто написал нам телеграммы и узнать животных по картинкам. Вы готовы начать викторину? Тогда вперед.
1 этап. Зооэпитеты (слайд 3-6)
Ведущий: Эпитет – это слово в художественном тексте, которое несет в себе выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному.
Для разминки поиграем в игру: я называю определенное слово, а вы должны вспомнить животного, который тем или иным способом связан с этим словом. Например, я говорю: «восторг», а вы – «щенячий»; я говорю: «храбрость», а вы – «львиная». За разминку баллы вы не получаете.
(поросячий) визг
(волчья) стая
(обезьяньи) ужимки
(лисья) хитрость
(крокодиловы) слезы
(собачья) преданность
Ведущий: Молодцы, ребята! Замечательно!
2 этап. Сложи пазл (слайд 7)
Ведущий: Каждой команде нужно сложить пазл, на котором изображено какое-то животное, узнать это животное и поднять руки «домиком». За правильный ответ вы получаете 1 балл.
3 этап.Вопросы о животных
Ведущий: А теперь вопросы об этих животных. Каждая команда отвечает на вопросы о животном, который был изображен на пазле. На это задание дается 2 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
I команда. Белка (слайд 8)
1. Что у белки на ушах? (кисточки)
2. Где белка устраивает себе дом? (в дупле или на развилках веток деревьев – гайно)
3. Как белка готовится зимовать и что ей для этого необходимо? (утепляет жилище, готовит запасы: грибы, орехи, сухие семена, почки деревьев и т.д.)
4. Для чего нужен хвост белке? (он служит рулем для совершения прыжков до 10 м.)
II команда. Медведь (слайд 9)
1. Как готовится медведь к зиме? (нагуливает жир, строит берлогу)
2. Как медведь проводит зиму? (спит)
3. Какое лакомство у медведя самое любимое? (мед)
4. В какое время года у медведей рождаются детеныши? (зимой)
III команда. Заяц (слайд 10)
1. Как называют зайчат, родившихся осенью? (листопаднички)
2. Зимой зайцы белые – почему? (маскировка)
3. Куда зайцу удобнее бежать: в гору или с горы? (в гору)
Ведущий: Пока жюри проверяют ваши работы мы проверим, как вы справились с этим заданием.Проверка с помощью презентации. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы.
Итоги заносятся в оценочные листы.
4 этап. Изобрази животное
Ведущий: Сначала ответьте на вопрос: (слайд 11) С помощью каких средств можно изобразить животное? (выражение лица, жесты, особые движения). Например, как изобразить волка? Показать волчий оскал, показать, как он воет на луну. От каждой команды мне нужен один человек. Он вытянет карточку с названием животного. Этого животного ему и нужно будет изобразить без слов мимикой, жестами, действиями, чтобы команда смогла угадать, кто это и заработать очко.
Дети изображают белку, медведя и лису. Команды отгадывают.
Ведущий: Хорошо показали животных!
5 этап. Угадай, кто я? (слайд 12-13)
Ведущий: Это все мы говорили о животных нашего леса, нашего края. А теперь давайте посмотрим на других. Я буду показывать картинки животных, а вы должны узнать и записать название животного у себя на листке.
Дети угадывают названия животных, записывают их. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Проверка (слайд 14-22)
Ведущий: А что общего у этих животных? (слайд 23) (все они занесены в Красную книгу) А что это за Красная книга и почему она называется красной? Я вам сейчас расскажу.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП.
Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
А как вы думаете, почему книгу назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей? (красный цвет – это сигнал опасности)
Правильно. Но Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
Для чего же нужна Красная книга? (слайд 24) (Красная книга дает нам знать какие животные и растения нуждаются в нашей помощи. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновений)
Совершенно верно! В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы разноцветные. На этих страницах располагались разные виды животных
6 этап. Телеграммы
На черных страницах (слайд 25-27) описаны те животные и растения, которые навсегдаисчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так, исчезли туры, тарпаны, нет на земле саблезубого тигра. Список этот может быть продолжен.
На красных страницах (слайд 28-29) помещались сведения об исчезающихвидах животных и растений. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжается сокращаться.
Одно из этих животных прислало нам телеграмму. Угадайте, кто?
«Я самое крупное млекопитающее животное, которое знает мир. Когда я вырастаю, то достигаю длины 30 метров и вешу 160 тонн. Хотя я живу в воде, я не ем рыбу, моя еда – маленькие рачки. Я погибаю из-за человеческой жадности, т.к. в промышленности, в косметике используется мой жир»
Это синий кит.
На желтыхлистках (слайд 30-31) – сведения о видах, встречающихся в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
Телеграмма «Я из семейства кошачьих. Раньше обитал на территории от Японии до Южной Сибири. Бываю Бенгальским, Амурским. Очень опасное животное»
Это тигр.
На белыхстраницах (слайд 32-33) занесены животные и растения, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потому, что живут они на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
Телеграмма «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать».
Это белый медведь.
Серыелисты (слайд 34-35) говорят о малоизвестных видах животных, возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
Телеграмма «Помогите! Нас на земле осталось очень мало. Передвигаемся мы очень медленно, у нас есть панцирь, в который мы прячем голову и лапы при любой опасности. А жить можем до 300 лет»
Это Слоновая черепаха.
И, наконец, зеленые страницы (слайд 36-37) сообщают о животных и растениях, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности.
Телеграмма: «Спасибо за то, что численность нашего вида восстановлена. Мы – очень крупные звери, массивного телосложения, врагов кроме браконьеров у нас нет. Нас выпустили в заповедник – Беловежская Пуща. Нас подкармливали зимой, следили, чтобы мы не болели, охраняли. К сожалению, на это пришлось потратить целых 80 лет»
Это зубр.
В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест нашей страны, других стран. Когда животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.
Вы – будущее поколение нашей планеты. От того, насколько вы будите образованными, как хорошо будите знать природу, зависит будущее нашей планеты.
7 этап. Мини-проект «Нарисуй экологический знак»
Нарисуйте такой знак, чтобы люди помнили о необходимости защищать животных. На работу дается 3 минуты.
8 этап. Презентация проектов «Моя красная книга, или Возьмем под защиту» (слайд 38)
Дети представляют свои проекты. Жюри оценивают презентацию баллами.
Подведение итогов игры (слайд 39)
Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина ,,Кладовая солнца”
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!
Ведущий: Наша викторина о животных окончена. Большое спасибо за игру.