Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Юлия Михайловна Красильникова,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 25»
город Ярославль
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы, укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность моей работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни, так как увеличивается процент детей, относящихся к группе риска. Основная цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника, как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Моей основной задачей является привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным, воспитать у дошкольников уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Свою работу организую через совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, работу с родителями.
Мною собран материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения, разработаны картотеки игр и упражнений по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Также постоянно изменяется и пополняется здоровьесберегающая среда в группе. Создан уголок двигательной активности, где располагаются различные физические пособия, альбомы, спортивное оборудование, спортивное нетрадиционное оборудование, атрибуты.
Используются различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке.
В моей группе уделяется большое внимание оздоровительной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.
Физкультурно - оздоровительные мероприятия в моей группе: различные виды гимнастик (артикуляционная, зрительная, пальчиковая, дыхательная), профилактический массаж ног, ходьба по массажной дорожке, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, самомассаж, точечный массаж, релаксация, сказкотерапия, динамические паузы. Также проводятся закаливающие процедуры, хождение по массажным коврикам босиком, полоскание горла и рта ромашкой; в летний период времени: солнечные ванны, хождение босиком по песку, обливание ног водой, игры с водой,
Ежедневно в моей группе реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, гимнастика после сна, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе, плавание, сон без маек, оздоровительный бег. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Только круглогодичный системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Результаты убеждают в правильности выбранных мною мер, в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.
В совместной работе детского сада и семьи в моей группе проводятся консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, спортивные праздники и развлечения. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».
Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение - основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка», «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников» и т.д.).
Таким образом, проводимая мной физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Созданная в группе система по здоровьесбережению позволяет качественно решать поставленную задачу развития физически-развитой, социально-активной, творческой личности.
 



 
|