Submitted by Юлия Александровна Дунаева on пн, 21/11/2016 - 16:35
Пояснительная записка
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности при ознакомлении дошкольников с предметным миром, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
В представленном проекте непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию и интеграцию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной деятельности, а также чтения произведений художественной литературы.
Объект исследования: книга.
Тема: «Книжка – малышка своими руками»
Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Образовательные области, задачи:
Социально-коммуникативное развитие: Совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Привлекать детей к ремонту книг.
Совершенствовать умения работать с бумагой: сгибать лист в различных направлениях.
Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Формирование чувства благодарности к людям за их труд. Знакомство с трудом людей творческих профессий: писателей, художников; с результатами их труда книгами.
Закрепление основ безопасности жизнедеятельности человека. Приучать соблюдать правильную осанку во время рассматривания книг.
Познавательное развитие:. Расширение представлений детей о профессиях.
Через проектную деятельность, экскурсии (интерактивные), организацию развивающей среды продолжение знакомства с культурными явлениями (библиотека), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Речевое развитие:
Дальнейшее развитие речи как средства общения. Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого и т.д.).
Совершенствование умения пользоваться прямой и косвенной речью.
Развитие умения поддерживать беседу. Совершенствование диалогической формы речи. Формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Продолжение знакомства с книгами. Привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям.
Художественно-эстетическое развитие:
Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы литературных произведений.
Ожидаемый результат
Осознанное отношение к книгам, уважительного отношения к трудовой деятельности людей, которые их создают.
Предварительная работа:
- Составление тематических, перспективных планов.
- Цикла непосредственно образовательной деятельности.
- Организация непосредственной образовательной деятельности.
- Чтение художественной литературы.
- Описание видов деятельности.
Перспективный план проекта
Этапы и сроки
Содержание работы
1 этап - целеполагание
Обновление предметно - пространственной среды
Погружение в проект: обсуждение темы, мотивов участия детей.
Формулировка общей исследовательской задачи (Как рождается книга?)
2 этап – разработка проекта
Дети самостоятельно решают к кому обратиться за помощью, чему надо научиться для достижения цели.
3 этап - реализация проекта
Цикл познавательных занятий
Дети рисуют иллюстрации, отражающие результаты поиска информации о профессиях людей, благодаря которым появляется книга на свет.
4 этап
Презентация проекта
Выставка детских рисунков
Конкурс книжка –малышка своими руками.
Цикл непосредственной образовательной деятельности
Тема
Цель
«Путешествие в прошлое книги».
Познакомить с историей возникновения книги и её созданием.
«Как рождается книга».
Расширять знания о профессиях, которые помогают создавать книги.
«Создаём новую книгу».
Обобщить и систематизировать знания о книге.
Образовательные области.
Речевое развитие
Беседа «Моя любимая книга», Беседа о Международном дне детской книги
К. Мухоммади «Кто трудиться над книгой»,
В.В. Берестова «Кто чему научиться»
Загадки, пословицы о книге.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
«Книжкина больница».
Ручной труд: создание книжки-гармошки.
Познавательное развитие
Экскурсия в библиотеку, книжный магазин.(интерективная)
НОД «Свойства бумаги».
Компьютерная презентация: «Путешествие в прошлое книги».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Моя любимая сказка».
Рисование на темы литературных произведений: «Где обедал воробей?», «Кого встретил Колобок?», «Приключения Лунтика и его друзей».
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности
Практические материалы
Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту.
План – схема по реализации проекта.
Рекомендации для родителей.
«Воспитываем будущего читателя»
Домашняя библиотека.
Акция: подари книгу библиотеке детского сада.
Детские книги.
Список литературы.
От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика –Синтез, 2010.
Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2011.