Submitted by Елена Александровна Розанова on вс, 20/11/2016 - 02:18
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Желаю вам и вашим близким здоровья и удачного рабочего дня.
Слайд 2.
Солнце на небе проснулось.
Всем, ребятам, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Подарим тепло и улыбки друг другу. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши сердца добрыми чувствами.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Части слова». Но мы отправляемся в путь не одни! С нами – герои повести Николая Носова. Узнали их? (Незнайка, Знайка)
Актуализация знаний.
Блиц – опрос
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? - Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
Какие части слова вы знаете? (корень, окончание)
Слайд
IV. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.
Какие части слова вы знаете? (корень, окончание)
Слайд
Разберите слова по составу.
Посмотрите, Незнайка забрёл на лесную поляну и застыл в недоумении. Он никак не может понять, какое отношение имеет корень дерева к корню слова. Вы можете ему объяснить?
– Из корня вырастает дерево, а из корня слова – однокоренные слова.
– Без корня не может существовать ни растение, ни слово.
Он неверит, что эти слова однокоренные. Докажите (выделить корень)
Запишите слова,
Значения всех ли слов вам понятны Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса).
Самоопределение к деятельности
Ребята, посмотрите, в слове перелесок перед корнем добавили, приставили новую часть
- Как мы можем назвать эту часть слова? (приставка)
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим,
Как использовать их будем,
И похвалим от души.
Будем наблюдать за работой приставок в словах; составлять слова, используя приставки
Чтение правила
а) Сообщение темы урока
3) Гимнастик для глаз «Крошка Енот»
Слайд 16 - 17
4) Игра «Разбей слова на группы»
Поиграем в группы слов.
Кто из вас играть готов?
- Сегодня я приготовила для вас слова. Разделила их на группы. Ой! Что же случилось. Они все перепутались. Ребята, помогите мне разделить их на группы.
- Вставьте буквы, не спешите
И свой выбор докажите.
5) Игра «».
Слайд 19
Вставь приставки, объясни значение словосочетаний.
Кот …плакал (мало)
Язык …вязался. (много болтать)
Пальчики …лижешь (вкусно)
- Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
6) Игра «Собери предложение»
- У нас сегодня не только слова, но и целые предложения рассыпались на части.
Давайте порядок наведём.
Из слов мы предложенье соберем.
Перелетные птицы улетают в жаркие страны.
Задание:
1. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи.
Семья - сущ. (что?), неодуш., нариц., ед. ч., ж.р.
2. Самостоятельная работа (дифференцированная) по группам
Зелёная карточка
«Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Синяя карточка «Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Красная карточка
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из пакета в стакан.
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
3) Волшебные превращения
Слайд 20
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
«Игра да - нет». слайд13
1.Приставка –это часть предложения.
2. Приставка- это часть слова.
3. Приставка стоит после корня.
4. Приставка стоит перед корнем.
5. Приставка пишется отдельно.
6. Приставка пишется слитно.
7. Приставка- это главная общая часть родственных слов.
8. Приставка служит для образования новых слов.
9. Приставка имеет своё значение.
Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
Слайд 21
Слово сопровождает нас в течение всей нашей жизни. Пусть будет оно всегда чистым и новым, несет тепло, радость, доброту и любовь. Давайте назовем такие слова: Родина, мама, семья,
Запомни
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает так сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как не ранить им
Того, кто слушает тебя.
Благодарю вас за урок. Вы молодцы.
IX. Домашнее задание
Слайд 22
Напишите мини-сказку о какой-либо части речи.
Слайд 23
- Молодцы
Дополнительный материал.
Диктант
Из-за туч выглянуло солнце. Солнце светило ярче летнего.